• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
I. Язык и образование в сохранении идентичности этнических и лингвистических меньшинств
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Журнал «Казанский федералист» / 2006 / номер 4(20), осень, 2006 / I. Язык и образование в сохранении идентичности этнических и лингвистических меньшинств / Этнокультурное образование этнических меньшинств как составляющая часть региональной этнополитики на домашнюю страницу
Этнокультурное образование этнических меньшинств как составляющая часть региональной этнополитики
 
 
 

Авторы:
  • Ильгиза Габдулгафарова
В демократическом обществе любой человек имеет право получить образование на родном языке, изучать культуру своего народа. Отечественное образование, согласно действующей концепции и программе развития, должно включать в себя три взаимосвязанных компонента...

Ильгиза Габдулгафарова*

Этнокультурное образование этнических меньшинств как составляющая часть региональной этнополитики

В демократическом обществе любой человек имеет право получить образование на родном языке, изучать культуру своего народа. Отечественное образование, согласно действующей концепции и программе развития, должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:

  • компонент, обеспечивающий личности самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции;
  • компонент, создающий условия для включения личности в общероссийский и общерегиональный стандарт образования;
  • компонент, обеспечивающий включенность личности в современную мировую цивилизацию.

Этнокультурное образование охватывает, прежде всего, образование в трех сферах: язык, история и культура. Что касается языкового образования, то его пик в нашей стране приходился на 1934 г., когда обучение велось на 104 языках. В 1939-1940 гг. был взят курс на процесс русификации, в связи с чем Совнарком принял постановление о постепенном переводе всех школ на русский язык. К концу 70-х гг. образование можно было получить лишь на 14 языках народов СССР. Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из актуальных направлений современной образовательной политики Российской Федерации, идеалом которой, по выражению В.С. Библера, является тезис «от человека образованного» к «человеку культуры». База международного и российского права по защите прав и свободы человека в области национальных вопросов сегодня достаточно разработана. Международным пактом о гражданских и политических правах, заключительным документом копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (1990 г.) предусмотрено, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле. Законодательство РФ – Конституция РФ, законы «О языках народов РСФСР», «Об образовании», «Основные направления поддержки соотечественников за рубежом на 2002 – 2005 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2002 г. №1663-р), Национальная доктрина в Российской Федерации (Постановление от 4.10.2000 г. №751) и многие другие документы дают возможность выстраивать политику по отношению к соотечественникам за рубежом и народам России, не встречая сопротивления со стороны государств и регионов, на которых они проживают.

Следует заметить, что сохранение культурной самобытности находится перед угрозой ассимиляции в культуру титульных народов в результате сокращения возможностей образовательных, информационных потребностей. В этом контексте сыграет свою роль ратификация документа «Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств» в Российской Федерации. Автор данной статьи участвовала в работе международного семинара по его обсуждению 21-22 июня 2001 г. в столице Республики Башкортостан. В работе международного семинара приняли участие госпожа Регина Джейнсдоттир, администратор Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств Совета Европы (Франция), Рудольф Марк, независимый эксперт Совета Европы, исследователь и преподаватель Восточной Академии г. Ленебург (Германия), Донал О Ригайн, независимый эксперт Совета Европы, экс-президент Европейского Бюро по малоиспользуемым языкам (Ирландия). С конца 50-х гг. XX в. различные органы Совета Европы выражают озабоченность по поводу положения региональных языков меньшинств в Европе. Хартия была принята в качестве конвенции Комитетом Министров на 478 заседании Комитета Министров на уровне заместителей 25 июня 1992 г. и открыта для подписания 5 ноября 1992 г. в Страсбурге. Подчеркивая значимость «Европейской Хартии», госпожа Регина Джейнсдоттир отметила, что защита языкового и культурного богатства народов Европы идет в параллели с защитой языков, существующих в России. Продолжая обсуждение Хартии, Рудольф Марк подчеркнул, что защита малых языков не угрожает целостности официального языка, более того, защита малых языков – важный фактор для культуры страны в целом. Язык, оставаясь средством общения, является механизмом, соединяющим прошлое с будущим. Хартия призвана защищать и поддерживать региональные языки или языки меньшинств как находящуюся под угрозой исчезновения часть культурного наследия Европы. В Российской Федерации все ее языки являются равными, но есть различия по их функциям. В РФ по функции главным языком является русский язык. Это базовый принцип, по которому наша страна 10 мая 2001 г. подписала Хартию. В этом документе изложена демократическая основа языковой политики, документ обязывает Российское государство охранять все языки, соблюдать права человека. Хартия подписана, осталось ее ратифицировать. Безусловно, Хартия представляет собой взвешенный документ, где подчеркивается роль государства в поддержке национальных языков. Сохранение всех языков является условием гармонии жизни, мобилизацию интеллектуальных сил недостаточно только провозгласить, практика требует воспитывать необходимость изучения родного языка. В силу урбанизации, недостаточной продуманности в работе средств массовой информации, однолинейности идеологии в регионах сложилась ситуация: хочешь – учи родной язык, не хочешь – не учи. Это привело к потере родного языка частью населения страны, а ведь известно, что потеря языка – это потеря нашего разнообразия. Ратификация «Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств» в Российской Федерации укрепит правовую базу в этнокультурном пространстве Евразии, даст возможность народам реализовать свои возможности и потребности в языковой сфере в равной степени, даст шанс для гуманизации условий.

Знаменитый французский писатель Морис Дрюон, посетивший недавно Россию, написал статью, в которой значительное внимание уделил Оренбургу. «Измеряя громадные просторы своего государства, Петр Великий, глядя в будущее, видел в своей империи три столицы: в центре – древняя и могучая Москва, хранительница веков; на севере – Санкт-Петербург, открытый Европе и быстро развивающийся; и наконец третья – на юге, та, которая должна сдерживать и контролировать народы Азии, Киргизии и Башкирии». Выполняя миссию города–форпоста, Оренбург по праву считался после Казани и Уфы центром мусульманской культуры. На основе правовой базы по национальной политике в РФ в Оренбургской области 17 августа 2005 г. Законодательном собранием Оренбургской области был принят Закон «Об областной целевой программе реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006–2010 гг.» 29 августа 2005 г. Закон был подписан главой администрации (губернатором) Оренбургской области А.А. Чернышевым. Принятая программа является логическим продолжением 4-х программ, которые действовали в период 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-2000 гг. и 2001-2005гг. Документ разрабатывался совместно с национально-культурными центрами, национально-культурными автономиями, которых в области насчитывается свыше 90. В числе приоритетных задач программы поставлено этнокультурное и духовное развитие народов Оренбуржья.

Этнокультурное образование осуществляется путем преподавания национальных языков в форме предмета, через факультативы и кружки. В 2005-2006 учебном году в области функционировало 168 образовательных учреждений, в которых обучались 7824 учащихся. Из них в 118-ти общеобразовательных школах (в том числе в 47-ми основных, 47-ми средних и 24-х начальных школах) с общим контингентом 6273 учащихся родной язык изучается как предмет. По национальным языкам они распределяются следующим образом:

татарский язык – 66 школ, 4 481 учащийся;

башкирский язык – 36 школ, 1 114 учащихся;

казахский язык – 11 школ, 477 учащихся;

мордовский язык – 1 школа, 55 учащихся;

чувашский язык – 3 школы, 66 учащихся;

еврейский язык – 1 школа, 80 учащихся.

Факультативные занятия по изучению родных языков посещают 830 учеников в 26 школах:

татарский язык – 11 школ, 461 учащийся;

башкирский язык – 4 школы, 90 учащихся;

казахский язык – 8 школ, 138 учащихся;

мордовский язык – 1 школа, 42 учащихся;

чувашский язык – 1 школа, 12 учащихся;

польский язык – 1 школа, 87 учащихся.

Родные языки через сеть кружков изучают 2 014 школьников в 98 образовательных учреждениях:

татарский язык – 48 школ, 1 029 учащихся;

башкирский язык – 27 школ, 546 учащихся;

казахский язык – 21 школа, 409 учащихся;

мордовский язык – 1 школа, 15 учащихся;

чувашский язык – 1 школа, 15 учащихся.

Всего же по области в 2005-2006 учебном году татарский язык изучался в 79 образовательных учреждениях (5 130 учащихся, расположенных в 25-ти районах и городах области). Башкирский язык изучали 1 402 учащихся в 47-ми образовательных учреждениях (в 10-ти районах области), 935 учащихся изучали казахский язык в 33-х образовательных учреждениях (в 10-ти районах), 78 учащихся изучали чувашский язык в 4-х образовательных учреждениях (в 3-х районах), еврейский язык – 80 учащихся в школе «ОР – Авнер», польский язык изучали 87 учащихся в лицее №5 г. Оренбурга.

Изучение родных языков осуществляется также через систему курсов, которые организуются национально-культурными объединениями. В этом плане показательна деятельность Оренбургского областного общества немцев «Видергебург», под эгидой которого функционирует целая сеть курсов по изучению немецкого языка по 17-18 человек в каждой. Только в Оренбургском центре немецкой культуры работают 20 взрослых и 3 детских группы по изучению немецкого языка. В центре немецкой культуры в г. Орске занимаются 4 группы. Две взрослых и одна детская группа занимаются при центре немецкой культуры в г. Бугуруслане. В Красногвардейском районе, в селах Подольское и Плешаново, созданы 4 группы по изучению немецкого языка. По одной группе функционируют в селах Кубанка, Кичкасс, Претория Переволоцкого района. В Соль-Илецком центре немецкой культуры и в селе Федоровка Акбулакского района работают по две группы. В местах компактного проживания немецкого населения в области создана разветвленная сеть курсов, через которые все желающие могут повысить уровень знания родного языка. Показателем качества изучения родного языка являются ежегодные предметные олимпиады для старшеклассников школ с этнокультурным компонентом.

Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствуют многоплановость содержания образовательных программ и разнообразие форм работы с детьми. Стимулирующим фактором глубокого изучения родного языка являются ежегодные предметные олимпиады. Учащиеся школ Шарлыкского, Переволоцкого, Новосергиевского, Гайского, Саракташского, Красногвардейского, Пономаревского районов области, г. Оренбурга занимают призовые места на областных олимпиадах и достойно представляют нашу область на межрегиональном уровне. Показателем результативности работы системы этнокультурного образования Оренбуржья являются неоднократные победы учащихся на межрегиональной олимпиаде по татарскому языку и литературе в Казани. За особые показатели и высокие результаты, продемонстрированные в олимпиаде по татарской литературе, был награжден дипломом Министерства образования Республики Татарстан и ценным подарком ученик 9 класса средней общеобразовательной школы №38 г. Оренбурга Хабибуллин Руслан. Ученица 10 класса Наурузовской средней школы Пономаревского района Алсу Файзуллина на межрегиональной олимпиаде в Казани заняла первое место по татарскому языку и второе место – по литературе. На региональной олимпиаде, проходившей в г. Уфе, призовое место по родному башкирскому языку и литературе заняла ученица 9 класса Даута-Юлтыйской основной школы Красногвардейского района Руфина Райманова. По приглашению Министерства образования и науки РТ ежегодно в зеленой зоне Казани в оздоровительном центре «Заречье» отдыхают и занимаются речевой практикой ребята из Оренбургской области. В работе учреждений дополнительного образования историко-национальное направление занимает особое место. Научно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется через изучение историко-культурного наследия, организацию выставок, ярмарок, конкурсов, проведение этнографических экспедиций, телеконкурсов, подготовку материалов для создания областного этнографического музея, возрождение национальных видов спорта. Этнографические коллективы областного Дворца творчества детей и молодежи имени В.В. Поляничко занимаются поисково-исследовательской работой, материалы которой обобщены в сборниках сценариев «Весенние и летние празднества народов Оренбуржья», «Осенние и зимние празднества народов Оренбуржья», в серии брошюр «О традициях в национальной одежде». По результатам областной детской этнографической экспедиции создано более 20 видеофильмов, которые были показаны по всем областным телеканалам.

Реализация этнокультурного образования требует соответствующего кадрового обеспечения. Подготовка учителей родного языка ведется в Оренбургском государственном педагогическом университете и педагогическом колледже №3, в Орском педагогическом колледже. За последние 10 лет ОГПУ выпустил свыше 70 учителей татарского языка, а педагогический колледж №3 за это время – свыше 150 учителей. Деятельность областного института повышения квалификации работников образования направлена на формирование профессиональной деятельности учителя, способного свободно использовать этнокультуроведческий материал. Учебно-методическим кабинетом национальных школ ООИ ПКРО в 2004-2005 учебном году были организованы курсы базового повышения квалификации для 37-ми учителей родного языка и проведены семинары с выездом в Татаро-Каргалинскую среднюю школу Сакмарского района, Никитинскую среднюю школу Саракташского района, Наурузовскую среднюю школу Пономаревского района. Подготовлены методические рекомендации: «Изучение родного языка как фактор развития личности школьника», «Обучение родному языку в условиях управления качеством образования», «Интегрированное изучение родной литературы и истории», «Методические аспекты преподавания национально-регионального компонента».

По мудрому выражению Д. Пибоди, «образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». А этнокультурное образование – это тот долг, который ложится сегодня на плечи государства, органов образования, родителей, национально-культурных объединений.



* Ильгиза Мухаметгалеевна Габдулгафарова – кандидат философских наук, доцент, заместитель зав. кафедрой истории Отечества и социально-политических теорий, директор общественного института истории народов Оренбуржья им. М. Джалиля (г. Оренбург).


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru