• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
номер 1-2(17-18), зима-весна, 2006
17-18 номер журнала «Казанский Федералист». Материалы конференции 6 декабря 2005 г., г. Москва
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Журнал «Казанский федералист» / 2006 / номер 1-2(17-18), зима-весна, 2006 на домашнюю страницу
номер 1-2(17-18), зима-весна, 2006
 
 
 
  • Федерализм в России: современный этап
    • От империи к федерации
      Авторы:Владимир Лысенко
      За полтора десятилетия Россия прошла сложный путь от империи к федерации. С начала ХХI в. этот вектор стал постепенно меняться, начался все более зримый откат, возврат к империи, реставрация Советского Союза на территории России и постсоветского пространства.
    • Федерализм в России в 2005 году
      Авторы:Николай Петров
      В настоящее время Россия не является федерацией хоть в сколько-нибудь полном смысле слова. Вместе с тем перспективы ее выживания и развития в качестве современного эффективного государства, напрямую связаны с федерализацией. Современное демократическое государство при столь гигантских масштабах и колоссальных региональных различиях без федерализма невозможно.
    • Регионализм как путь дефедерализации России
      Авторы:Михаил Столяров
      Хотел бы обратить внимание на один примечательный факт, характерный для федералистского сообщества наших дней. Если в 1997 г., а именно тогда, я полагаю, имел место расцвет федерализма в России, мы могли позволить себе теоретические споры и разногласия о тех или иных моделях федеративного развития, то сегодня мы все больше и больше выступаем со сходными позициями и оценками процессов государственного развития в России.
    • Власть как «большое мыслящее»: административно-политическая трансформация российского федерализма
      Авторы:Андрей Дахин
      Процесс трансформации российского федерализма в 2000-2008 гг. определяется рядом топ-обстоятельств, из которых наиболее значимыми мы считаем а) трансформацию менталитета системы власти в России и б) специфику системы политического управления в России 2000 – 2006 гг.
    • Реформа партийной системы в России сквозь призму демократии и федерализма
      Авторы:Марат Сафаров
      С началом нынешнего десятилетия определенную остроту в политических и научных кругах приобрели дискуссии по поводу характера проводимых руководством России политических реформ, их соответствия провозглашенным Конституцией РФ принципам демократии и федерализма. Как правило, предметом подобных дискуссий служит широкий круг вопросов: независимость средств массовой информации, избирательная система, взаимоотношения между федеральным центром и регионами, административно-территориальное устройство, этноконфессиональные отношения и многое другое. В этом контексте немалый интерес проявлен и к реформе партийной системы.
  • Реформы органов государственной власти и управления
    • Новая схема разграничения полномочий: «сто двадцать второй» и «второй сто девяносто девятый»
      Авторы:Милена Глигич-Золотарева
      В программных установках государственной политики, содержащихся в посланиях президента России Федеральному Собранию и других официальных программно-политических документах, в качестве одного из приоритетов законотворческой деятельности в сфере федеративного строительства неоднократно называлось делегирование субъектам Федерации дополнительных полномочий, повышение их роли в решении перспективных задач социально-экономического развития страны. Проблема оптимального разграничения компетенции, таким образом, была признана одним из ключевых вопросов эффективного проведения экономической политики на самом высоком уровне.
    • Особенности разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов
      Авторы:Виктор Черепанов
      В ходе федеративной реформы за органами государственной власти субъектов РФ (с учетом последних законодательных изменений, произведенных Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий») закреплены 58 групп полномочий по предметам совместного ведения, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность.
    • О некоторых проблемах разграничения компетенции в федеративной системе России
      Авторы:Марат Саликов
      Анализ проблем, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий в рамках любой федеративной системы, представляет несомненный интерес для исследователя федерализма. Российская федеративная система, учитывая крайне сложный с исторической точки зрения процесс складывания российского государства вообще, и формирования российского федеративного государства в частности, являет собой совершенно особенный феномен. В этой связи в настоящей работе будет сделана попытка осмысления некоторых проблем из этого ряда.
    • Административно-политическая, бюджетная и налоговая реформы
      Авторы:Лариса Хоперская
      В мае 2005 г. в ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию было сказано о необходимости дальнейшего совершенствования федеративных отношений, а чуть позже полпред Президента России в Южном федеральном округе выступил с проектом, вписывающимся в общую логику реформ, направленных на централизацию власти. В рамках концепции дальнейшего совершенствования федеративных отношений в четыре фундаментальных закона, регулирующих налоговые, бюджетные, имущественные и земельные отношения, предлагается внести изменения, которые охватывают все сферы и уровни управления, т.е. носят широкомасштабный, а не частный характер.
    • О принципах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти по предметам совместного ведения
      Авторы:Екатерина Чурсина
      Конституция РФ, закрепив предметы совместного ведения, не определила конкретные полномочия федеральных и региональных органами государственной власти и не установила принципов разграничения компетенции в этой сфере. Федеральный законодатель, не имея ограничений правового регулирования, при принятии конкретных законов самостоятельно определяет глубину проникновения в совместное правовое поле.
  • Реформы местного самоуправления
  • Реформы государственно-территориального устройства
    • Сохранит ли реформа российского федерализма национально-территориальный принцип?
      Авторы:Любовь Болтенкова
      Понимая, что поставленный вопрос слишком серьезный, чтобы можно было бы на него дать всесторонний и полный ответ в рамках одной статьи, тем не менее, ставлю его. Ответ (сохранит или не сохранит реформа российского федерализма национально-территориальный принцип) будет обоснован анализом истории, слов и действий президента РФ, содержания федеральных законов, не всех, конечно, а напрямую связанных с темой статьи.
    • Объединение автономных округов: преимущества и риски
      Авторы:Наталья Зубаревич
      Укрупнение регионов стало актуальным механизмом региональной политики с 2004 г., когда началось объединение автономных округов и «материнских» территорий. Принятие федерального закона (ФЗ № 131), резко ограничившего бюджетную самостоятельность автономных округов, сделало объединение почти неизбежным. Только два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) заключили в 2004 г. особое соглашение с Тюменской областью о разграничении бюджетных полномочий, отодвинув решение проблемы на 2008 г.
    • Проблемы укрупнения регионов
      Авторы:Максим Дианов
      Федерализм, в моем понимании, это разделение властей по вертикали, обеспечение каждого уровня власти ресурсами для выполнения своих функций и невмешательство каждого уровня власти в компетенцию другого. При этом изменение статуса всех уровней власти по отношению друг к другу возможно только по обоюдному согласию заинтересованных сторон, т.е. центра и регионов.
    • Укрупнение регионов – новая концепция федерализма
      Авторы:Евгения Потехина
      (на примере объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа)
    • Создание Пермского края: проблемы и достижения
      Авторы:Наталья Исаева
      Россия сегодня активно перестраивается. Меняются хозяйственный механизм, административно-территориальная структура, политическая вертикаль, практически все отрасли народного хозяйства. Процесс укрупнения российских регионов набирает силу. Образование Пермского края 1 декабря 2005 г., несомненно, послужило важным сигналом грядущих перемен в федеративном устройстве всей страны.
    • Иркутск и Усть-Орда: объединение ради чего?
      Авторы:Алексей Петров
      3 ноября 2005 г. вступили в силу поправки к Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», согласно которым инициатива проведения референдума по объединению принадлежит высшим должностным лицам регионов, а не инициативным группам.
  • Субъекты Федерации
    • Языковое право и образовательная политика (на примере Республики Карелия)
      Авторы:Евгений Клементьев
      Защита языковых прав народов была, есть и в обозримой перспективе остается одним из приоритетных направлений государственной политики, ибо в национальной политике любого демократического государства признание культурно-языкового фактора, удовлетворение этнокультурных, языковых потребностей, интересов и ожиданий народа по праву считается универсальным источником развития и важнейшим условием реализации принципа межнационального равенства, согласия, доверительности и толерантности.
    • Международные и внешнеэкономические связи Республики Татарстан (1990-2005 гг.)
      Авторы:Тимур Акулов, Игорь Савельев, Ильдар Насыров
      Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации и активно участвует в международных и внешнеэкономических связях в целях содействия росту экономики и торговли, привлечения инвестиций, а также укрепления культурных контактов и поддержки соотечественников. Осуществление внешнеэкономических и межрегиональных связей имеет решающее значение для функционирования основных отраслей производственной сферы, развития экономики Республики Татарстан.
  • ОБРАЩЕНИЕ (проект)
    представителей научного сообщества к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Общественной палате Российской Федерации

 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru