• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
номер 4(16), осень, 2005
16 номер журнала «Казанский Федералист». Специальный выпуск. «Формирование российской модели межбюджетных отношений: взгляд из Татарстана».
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Журнал «Казанский федералист» / 2005 / номер 4(16), осень, 2005 на домашнюю страницу
номер 4(16), осень, 2005
 
 
 

Специальный выпуск.

«Формирование российской модели межбюджетных отношений: взгляд из Татарстана»

 

См. текст в формате PDF (Adobe Acrobat Reader) kazfed_16.pdf

 

Содержание номера 4(16), осень, 2005 

 

Введение

 

Глава 1. Концептуальные основы и мировой опыт организации межбюджетных отношений

 

Глава 2. Основы построения российской модели межбюджетных отношений

 

Глава 3. Методические аспекты оценки налогового потенциала территории в контексте совершенствования межбюджетных отношений в РФ

 

Глава 4. Рационализация бюджетных расходов как основа стимулирования социально-экономического развития регионов

 

Глава 5. Реформа местного самоуправления в контексте межбюджетных отношений

 

Заключение

Источники и литература

Приложения

 

 

Введение

 

Подводя итоги достаточно продолжительного периода реформирования экономики России, специалисты в области политического устройства приходят к выводу, что лозунг «сильные регионы – сильный Центр» так и остался лозунгом предвыборных кампаний. Вместе с ними ищут ответ на причину такого положения и экономисты, пытаясь выяснить: почему не удалось сократить дотационность, достичь в должной степени самодостаточности и саморазвития регионов, при этом случае их поиски все чаще концентрируются в сфере межбюджетных отношений.

 

Межбюджетные отношения являются главным механизмом финансовых взаимосвязей, обеспечивающих существование бюджетной системы страны, способным не только сохранить, но и разрушить целостность и единство федеративного государства в результате ослабления регионов, а затем и федерального центра. В этом смысле межбюджетные отношения являются не только экономической, но и политической составляющей всей общественной жизни в России.

 

Современный уровень развития межбюджетных отношений РФ отличают их явная эклектичность, сложность и субъективность, которые снижают эффективность всей системы властных отношений между центром и регионами, между регионом и территориями местных самоуправлений, определяют, в значительной степени, отсутствие сильной и результативной государственной региональной политики.

 

Очевидно, данные недостатки и проблемы объясняются, в существенной степени, непродолжительностью развития федеративных отношений в России. Несмотря на то обстоятельство, что с формальной точки зрения РСФСР вплоть до 1991 г. являлась федеративным государством, принципы реального экономического и политического федерализма начали действовать на территории страны лишь с началом экономических реформ 1992 г. В ряде случаев начальной точкой этого процесса определяют принятие новой российской Конституции в декабре 1993 г.

 

Попытка перехода к осуществлению взаимоотношений между федеральными, региональными и местными властями на основании принципа независимости субнациональных властей в рамках собственных сфер компетенции и предметов ведения породила необходимость решения проблем, стоящих перед любым государством с многоуровневым устройством политической и бюджетной систем. Потребовалось формирование нового механизма отношений между бюджетами различного уровня, в основе которого лежит разграничение налоговых полномочий и расходных обязательств между органами власти и управления различных уровней. С этого времени в российской общественной жизни и науке стало складываться понимание, что развитые и эффективные межбюджетные отношения являются одним из важнейших критериев зрелости федеративного государства. Причем, как показывает мировая практика, эти отношения постоянно развиваются, приобретая в отдельных странах свою специфику, но существуют и общие черты, свойственные им.

 

К сожалению, в настоящее время вопросы теоретических и эмпирических исследований бюджетных отношений между органами власти различных уровней в целом, а также особенностей выбора налоговой и бюджетной политики, осуществляемой субнациональными властями под воздействием различных характеристик системы межбюджетных отношений, представлены в российской экономической литературе, в большинстве случаев, на самом элементарном уровне – в учебниках по экономической теории общественного сектора и основам государственных финансов. Исследовательский аспект, зачастую, лишен методологической фундаментальности. Исходя из этого, крайне важным становится выделение основных моделей бюджетного федерализма, определяющих выбор налоговой и бюджетной политики субнациональными властями и формирование на базе и с учетом их собственно российской модели межбюджетных отношений. Попытка решения такой проблемы представлена в данной работе.

 

Вдумчивого читателя, возможно, заинтересует авторская позиция, которая существенно отличается от общепринятых точек зрения, в том числе и в части структуры самих налогов – их субординации и внутренней природы с учетом состояния и перспектив развития российской экономики.

 

Исходя из этого круг специалистов, к которым апеллируют авторы работы, достаточно широк и охватывает представителей, как науки, образования, так и практики, активно задействованных в регулировании политических и социально-экономических региональных процессов. Их критическая оценка даст импульс для продолжения соответствующего исследования, которое имеет, безусловно, потенциал своего дальнейшего развития.

 

Авторы разделов работы:

 

введение – доктор экономических наук, профессор, член корреспондент АН РТ, директор Института социально-экономических и правовых исследований Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета В.В. Хоменко;

 

глава 1 – профессор В.В. Хоменко, кандидат экономических наук Н.Г. Кулягина;

глава 2 – профессор В.В. Хоменко;

глава 3 – кандидат экономических наук, доцент Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) В.Ю. Кулькова;

главы 4, 5 – профессор В.В. Хоменко, старший преподаватель Института экономики управления и права (ИЭУП) О.М. Закирова;

заключение – профессор В.В. Хоменко.

 

Научный редактор издания – профессор В.В. Хоменко.

 


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru