• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Правовые и организационно-экономические основы деятельности государственных, общественных и частных СМИ в Германии и России
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Журнал «Казанский федералист» / 2005 / номер 2-3(14-15), весна-лето, 2005 / Государственные, общественные и частные СМИ в России и Германии: федеральный и региональный аспекты / Правовые и организационно-экономические основы деятельности государственных, общественных и частных СМИ в Германии и России / Государственные, общественные и частные СМИ в России и Татарстане на домашнюю страницу
Государственные, общественные и частные СМИ в России и Татарстане
 
 
 

Авторы:
  • Рашид Галямов
В заголовке заявлено, что речь пойдет о государственных, частных и общественных СМИ в России и Татарстане. Я считаю, что последних в России нет. У нас есть только частные и государственные СМИ. Проведем некий обзор количественного и качественного их состояния.

Рашид Галямов*

Государственные, общественные и частные СМИ в России и Татарстане**

 

В заголовке заявлено, что речь пойдет о государственных, частных и общественных СМИ в России и Татарстане. Я считаю, что последних в России нет. У нас есть только частные и государственные СМИ. Проведем некий обзор количественного и качественного их состояния.

В 1995 г. Борис Ельцин подписал указ о создании в России общественного телевидения. Я считаю, что если нормальное общественное телевидение было бы создано, то судьба России была бы другой. У нас была бы другая демократия, другие выборы и т.д. Потому что ключ к информационному пространству России – это ОРТ, первый канал. К сожалению, он изначально оказался в руках олигархов, которые в 1995-1996 гг. вошли в тесную связку с российской властью и фактически предопределили нынешнее состояние СМИ и общества.

1996 г. – ключевой для федеральных СМИ. После того как состоялись выборы президента Ельцина, все СМИ незаметно перешли из частных рук (коллективов журналистов, предпринимателей и т.д.) под контроль олигархических групп. Их всего несколько в России, и все их знают (группа «Мост» (сейчас разгромлена), группа Б. Березовского, «московская» группа Ю. Лужкова, «Проф-медиа» В. Потанина).

С приходом к власти В.В. Путина произошла некоторая трансформация рынка СМИ. Часть олигополий была разгромлена. Вследствие этого, сеть основных телеканалов перешла под контроль государства. На сегодняшний день они успешно выполняют функции советского агитпропа, что ничуть не лучше, чем то, что было при олигархах. Правда, печатные СМИ остались в руках олигархов, и они по-прежнему служат узким определенным интересам, а не обществу.

Если говорить о региональном аспекте СМИ, то надо иметь в виду, что в России есть две модели: либеральная (когда доминируют частные СМИ) и патерналистская (когда доминирует государство). В Татарстане смешанная модель, одинаково присутствуют и частные, и государственные СМИ.

Это количественный анализ того, что мы имеем в области СМИ в России и Татарстане. Если прейти к качественному анализу, то картина получается печальная.

По мнению экспертов, наши СМИ (в России, и, практически, во всех регионах, не исключая Татарстан) пребывают в тяжелом «смысловом кризисе». Оговорюсь, я имею в виду только качественную и серьезную прессу, потому что есть еще развлекательная пресса. Она, кстати, в основном, частная, ее я вывожу за скобки. Этот кризис выражается в том, что пресса не информирует о реальных процессах, которые идут в обществе. За примером далеко ходить не надо. В. Путин встречается с М. Шаймиевым, неожиданно они договариваются о новом сроке Шаймиева, и… точка. Никто не понимает, что там произошло за кулисами, почему это произошло? Какие последствия этот шаг будет иметь для Татарстана? Для бизнес групп? В целом для России? Был ли торг? И прочее и прочее… Наша пресса все это не анализирует, а просто констатирует.

Наиболее смелая часть прессы пытается создать вокруг этого интригу. Но реального анализа и реального прогноза нет. Нет того, чем на самом деле должна заниматься пресса. И таких примеров масса. Например, в Татарстане в село приходят крупные инвесторы – хорошо это или плохо? Наша пресса не анализирует, благо это или нет для крестьян. Для меня остается загадкой, что их туда влечет – бизнес или желание купить по дешевке землю. Или вот КамАЗ не выполняет план (несмотря на громогласные pr акции последних лет). Что мы реально имеем на КамАЗе? Ведь завод по-прежнему имеет сотни миллионов долларов долгов… Нынешняя команда ведет завод к экономическим успехам или к новому банкротству? Это очень важная информация для Набережных Челнов. Люди строят свой бизнес и судьбу, ориентируясь на этот завод. Но наша местная пресса ничего этого не обсуждает.

Эта же проблема и у общероссийской прессы. Начиная с чеченской войны, которая трагически перевернула историю России, до сих пор неясны ее корни, подоплека, сегодняшние процессы там.

Складывается впечатление, что существует два параллельных мира: реальный мир, где живут реально действующие политики, которые принимают решения, ведут куда-то страну, в этом мире есть регионы со своей жизнью и т.д. И есть население, которое не видит всего этого, не понимает и не участвует в этом – в том числе и потому, что пресса, как коммуникатор, не выполняет свою функцию.

У меня с собой результаты социологических исследований, которые доказывают, что и в России, и в Татарстане серьезный кризис доверия к СМИ. В России читатель отдает предпочтение не общественно-политическим программам и новостям, по многим пунктам впереди идут развлечения, кино, «аншлаги», ток-шоу и т.д. Это связано не с тем, что у нас глупые и тупые зрители, просто люди не верят СМИ, это и есть кризис доверия.

В Казани за последние пять лет, как показывают эти исследования, две самые многотиражные газеты («Вечерняя Казань» и «Казанские ведомости») вдвое потеряли свою аудиторию. Предпочтение в казанской прессе, как это ни смешно звучит, отдается рекламной газете «Ва-банк», «Из рук в руки», «Телесемь» и т.д.

При всей неприглядности вырисовывающейся картины, в долгосрочном плане я настроен довольно оптимистично. И для этого есть несколько факторов. Самый главный – в России идет экономический рост, в Татарстане идет экономический рост, формируются серьезные бизнес группы, рождается средний класс. По разным сигналам чувствуется, что ему нужна реальная картина происходящих в экономике, в обществе, в политике процессов. О чем договаривался с Путиным Шаймиев? Ведь от этого на самом деле зависит судьба банков, фермеров и т.д. Что происходит в челночном бизнесе? А с ипотекой? На рынке турфирм? Эта информация очень востребована, и я думаю, что в ближайшие годы все поле переформатируется в эту сторону. Появятся нормальные профессиональные издания, которые будут ориентированы именно на внимание потребителя, на рекламу, а не на приток денег от заказчика. Время журналистики зависимой от олигарха или государства, то есть от одного заказчика рано или поздно уйдет.

Еще более серьезным источником оптимизма является проникновение, вернее, бурное развитие Интернета. С появлением Интернета даже юристы не могут определить, что является СМИ, а что нет.

Когда с приходом В. Путина к власти федеральные каналы стали стерильными, эксперты прогнозировали расцвет печатных СМИ. Но он не произошел. Конечно, в первую очередь в силу олигархической природы этих СМИ. Казалось бы, пиши все что хочешь, тебя будут читать, появилась возможность быть востребованным… Но энергетика, слово, правда ушли в Интернет!

Тема свободы слова закрыта в мировом масштабе. Только очень жесткий режим способен абсолютно закрыться. Мы живем в глобальной деревне, когда через Интернет любая информация, любой компромат, любой слух, любая аналитика доступны сразу везде и всем. И один из выходов из нашего кризиса – активное развитие кибержурналистики.

Пока в России и в Татарстане погоду делают государственные СМИ. Но какова их судьба в свете вышесказанного? Я думаю, что время государственных СМИ уходит. В частности, с 1 января 2006 г. местные бюджеты больше не смогут содержать и финансировать СМИ. Это решение законодателей. А на уровне регионов власти смогут содержать только 1-2 издания. В Татарстане пытаются найти свою форму для сохранения статус-кво. Вряд ли это случится в реальности, мы же видим, что государственные СМИ существуют у нас по инерции. По большому счету, нашему государству, нашему правительству СМИ не нужны. Это очевидно по объему их финансирования. Этим объясняется то, что главные редакторы (в отличие от советских времен) не входят в высшие органы власти и, фактически, не участвуют в принятии решений. Таким образом, государство – не смотря на общую риторику – реально показывает, что не нуждается в СМИ. И в принципе, это очень позитивно для нас.

Мой прогноз: государственных СМИ в ближайшее время не останется, будут частные, и очень хотелось бы, чтобы были публичные СМИ. На мой взгляд, в Татарстане можно было бы создать публично-правовую телекомпанию. Компания «Новый век» испытывает очень серьезные творческие и идеологические проблемы, потому что ее, с одной стороны, финансирует правительство, с другой – мощная бизнес-группа ТАИФ. И телеканал не может найти свое место на медийном поле Республики, нет рейтинга, хотя потенциал у телеканала (у акционеров, у топ-менеджеров, у журналистов и т.д.) серьезный. Выходом для ТНВ было бы преобразоваться в публичное ТВ. Это был бы прецедент российского масштаба. Если бы каждый житель Татарстана готов был бы платить по доллару, то ТНВ стал бы хорошим, интересным общественным каналом, на нем можно было бы обсуждать наши реальные проблемы, экономическую, политическую ситуацию и т.д.



* Рашид Замирович Галямов – экс генеральный директор информационного агентства «Татар-Информ», председатель Совета директоров ООО «Издательский Дом Парадигма» (г. Казань).

** Стенограмма выступления на круглом столе «Государственные, общественные и частные СМИ в России и Германии: федеральный и региональный аспекты» (Казань, 8 апреля 2005 г.)


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru