• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
номер 2-3(14-15), весна-лето, 2005
14-15 номер журнала «Казанский Федералист»
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Журнал «Казанский федералист» / 2005 / номер 2-3(14-15), весна-лето, 2005 на домашнюю страницу
номер 2-3(14-15), весна-лето, 2005
 
 
 
  • Государственные, общественные и частные СМИ в России и Германии: федеральный и региональный аспекты
    • Правовые и организационно-экономические основы деятельности государственных, общественных и частных СМИ в Германии и России
      • Менеджмент СМИ: правовые, экономические и организационные основы деятельности СМИ в Германии
        Авторы:Петер Шиви
        Менеджеры в области средств массовой информации могут сегодня быстро разбогатеть, прославиться и приобрести общественный вес: кто не слышал о Теде Тернере, Руперте Мердоке, Билли Гейтсе или Сильвио Берлускони? Раньше известными становились журналисты, авторы и режиссеры – сегодня их потеснили так называемые «дельцы». Именно их имена приобрели международную известность, объемы деятельности принадлежащих им концернов огромны, а репутация – превосходна.
      • Правовые, экономические и организационные основы деятельности СМИ в России
        Авторы:Светлана Шайхитдинова
        В общей сложности законодательство о средствах массовой информации в России насчитывает порядка сорока федеральных законов... В связи с тем, что информационное право в России фактически только формируется, существует немало проблем, связанных с несовершенством законодательства, которое подчас «не успевает» за динамично развивающейся реальностью. Обозначим «болезненные зоны», оттолкнувшись от правоприменительной практики, точнее судебной практики в области информационного права в Казани.
      • Государственные, общественные и частные СМИ в России и Татарстане
        Авторы:Рашид Галямов
        В заголовке заявлено, что речь пойдет о государственных, частных и общественных СМИ в России и Татарстане. Я считаю, что последних в России нет. У нас есть только частные и государственные СМИ. Проведем некий обзор количественного и качественного их состояния.
      • Управление медиапроектами в регионах…
        Авторы:Владимир Сыченков
        В российских регионах проектами называют любые предприятия, идеи и планы, на Западе «управление проектами» – четко очерченное направление современного менеджмента. Разберем это на примере коммерческих СМИ Татарстана и России.
      • Государственные и частные СМИ в Татарстане: реалии и перспективы
        Авторы:Сюмбель Таишева
        Зададимся вопросом, хорошо ли быть государственным СМИ, и в частности, сами журналисты хотят работать на частные или государственные СМИ. Поскольку я представляю государственную структуру, я постараюсь быть максимально объективной для того, чтобы Вы сами сделали определенные выводы. Буквально на днях ко мне подошел один редактор и сказал: «Если Вы не возьмете нас под свое крыло, то придется закрывать газету».
    • Реализация этнокультурных потребностей национальных меньшинств в СМИ регионального и федерального уровней
      • Меньшинства в германском теле- и радиовещании
        Авторы:Петер Шиви
        Средства массовой информации – это не только информационный источник и фактор формирования общественного мнения. Они комментируют и критикуют политическую повестку дня, вносят свои предложения и указывают на недостатки процесса принятия решений в различных инстанциях. Иными словами, они привносят свежие веяния в политическую жизнь и формируют естественную оппозицию «политическому классу» –профессиональным политикам и функционерам, зачастую тяжелым на подъем и действующим не в последнюю очередь в собственных интересах.
      • Особенности вещания этнокультурных телевизионных программ на российские регионы
        Авторы:Миляуша Айтуганова
        Включенность в процесс создания телерадиокомпании «Новый век», которая занимается вещанием этнокультурного продукта на российские регионы, дает мне основание поделиться своим видением тенденций, которые наблюдаются последние десять лет на рынке электронных СМИ республики.
      • Роль электронных СМИ и сети Интернет в этнокультурном развитии народов России
        Авторы:Римзиль Валеев
        Тема специфической роли радио, телевидения и глобальной сети Интернет в этническом развитии народов, не имеющих своего независимого государства, занимает особое место. Важна их роль и в решении проблем интеграции и взаимодействия народов в контексте современных информационных технологий и глобализации. Национальный, этнокультурный сегмент информационных технологий требует выработки концептуальных основ и приоритетов.
      • Постсоветская татароязычная пресса Татарстана: проблемы модернизации
        Авторы:Лилия Сагитова
        Несмотря на сильные цивилизационные различия, Россию и Германию сближает одна важная исторически сложившаяся черта: гражданская принадлежность ассоциируется с этничностью. Тем не менее, исторические реалии обусловили разное отношение к этническим группам, не составляющим культурное большинство в государстве.
  • Институт парламентаризма и федерализм в России: становление, взаимовлияние, ресурсы развития
    • Становление института парламентаризма и эволюция государственного устройства России в XX веке
      • Влияние парламентов на развитие федерализма в России
        Авторы:Любовь Болтенкова
        Позиция автора этой статьи о том, что элементы федерализма наличествовали в государственном устройстве России почти во все время ее существования, начиная с IX в. и по сегодняшний день, давно и широко (в кругах специалистов) известна, поэтому не требует дополнительных объяснений. Вопрос же о том, насколько применим термин «парламент» к законодательным представительным органам государственной власти России средних, затем имперских, затем советских времен, – требует некоторых пояснений.
      • Общее и особенное во взаимоотношениях центра с губерниями и другими территориями в России (конец XIX – начало XX вв.)
        Авторы:Семен Никонов
        Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иногда их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в те далекие времена, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, были и добровольные союзы, и спасительные присоединения, но не исключались и завоевательные походы.
      • Всероссийское Учредительное собрание о государственном устройстве страны
        Авторы:Анатолий Гаранжа
        Накануне отречения от российского престола император Николай II направил 26 февраля 1917 г. председателю IV Государственной Думы М.В. Родзянко манифест объявляющий о перерыве в занятиях Государственной Думы до апреля 1917 г. Собравшийся 27 февраля Совет старейшин Государственной Думы предложил избрать Временный комитет Государственной Думы, который в тот же день и был утвержден в составе 13 депутатов под председательством М.В. Родзянко.
      • Проблема законодательного обеспечения экономической безопасности России
        Авторы:Елена Калина
        Рубеж XX-XXI вв. в России – это период рыночных реформ. Связанные с этим глубокие социально-экономические преобразования требуют серьезного государственного регулирования с использованием публично-правовых механизмов, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Это актуализирует вопрос о роли законодательной власти в правовом регулировании экономических отношений и, в частности, столь важного их аспекта, как экономическая безопасность.
      • Представительная власть в системе публичной власти: факты истории и действительности
        Авторы:Александр Дементьев
        Наличие представительных органов власти в государственной системе практически всех стран является неотъемлемым атрибутом государственного устройства и демократических, и авторитарных государств. Декларируется, что представительные органы в демократических государствах являются одним из основных элементов народовластия. На уровне государственной власти либо в конституциях государств, либо на уровне политической доктрины декларируется принцип разделения властей и наличие системы сдержек и противовесов.
      • Договорное разграничение полномочий России и Татарстана как одна из форм развития федерализма в России
        Авторы:Марат Галеев
        Судя по вектору государственного строительства последних пяти лет можно утверждать, что для договорных отношений места, в принципе, нет. Более того, маловато остается и собственно федерализма. Тем не менее, Федеральный закон «Об общих принципах разграничения полномочий органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ» содержит главу по вопросам договорных отношений.
    • Реформы института парламентаризма и федеративных отношений в России в начале XXI века: федеральный уровень
      • Эволюция парламентаризма в условиях централизации власти в России: федеральный и региональный уровни
        Авторы:Владимир Лысенко
        В современной России институт законодательной, представительной власти парламентского типа зародился в начале 1990-х гг. Этот институт стал преемником Совета народных депутатов, однако в связи с глобальными переменами в нашей стране, он коренным образом отличается от своего предшественника.
      • Институт парламентаризма и эволюция государственного устройства в России
        Авторы:Михаил Столяров
        После достаточно продолжительного периода поиска эффективных управленческих решений Россия вступила в период достаточно сложного дрейфа в сторону централизации и отказа от принципов федерализма, сложившихся в 1990-е гг. К настоящему времени в России сформированы и функционируют государственные институты, образующие социально-экономическую, политическую и правовую систему Российского государства. Однако дальнейшее развитие государства невозможно без совершенствования форм и методов государственного управления, улучшения взаимодействия между органами публичной власти на всех уровнях.
      • Роль и место представительных органов местного самоуправления в системе федеративных отношений РФ
        Авторы:Светлана Юркова
        Учитывая историческую ретроспективу и современное состояние федерализма в развитых странах, стоит отметить, что единообразной формы федеративных систем нет. Любое государство привносит что-то свое, новое, основанное на субъективном отношении к той или иной конструкции государственного устройства. В то же время всем федерациям присущи общие черты.
      • Деполитизированный федерализм и региональная политика режима В. Путина
        Авторы:Андрей Макарычев
        Может показаться, что название данной статьи содержит в себе внутреннее противоречие, состоящее в попытке охарактеризовать нынешнее состояние федерализма в России через категорию деполитизации и одновременно поставить в центр внимания политику Центра в отношении регионов. Это терминологическое затруднение, однако, достаточно легко решается путем разбития российского термина «политика» на два его англоязычных варианта.
      • Новый этап пространственного развития России и институт федеративных отношений
        Авторы:Сергей Градировский
        Я постараюсь ответить на вопрос: «Откуда, вообще, возникает потребность в федерализме?», двигаясь при этом не в правоведческом и не в политологическом русле, а в контексте пространственного развития России.
    • Реформы институтов государственной власти субъектов Федерации в начале XXI века
      • Об усилении роли президента России в назначении глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации
        Авторы:Константин Кирюхин
        Одним из важнейших процессов, происходящих сегодня в практической плоскости современного российского федерализма, является федеративная реформа. Ее успешное осуществление имеет для России огромное значение. Благодаря усилиям законодателей всех уровней удалось относительно стабилизировать законодательную базу федеративных отношений. Наш федерализм обогатился базовыми федеральными законами, начался процесс укрупнения субъектов Российской Федерации, полным ходом идет систематизация законодательства всех уровней.
      • Возможности влияния субъектов Российской Федерации на процесс законотворчества Федерального Собрания и решения президента Российской Федерации
        Авторы:Мидхат Курманов
        Участие органов государственной власти субъектов РФ в процессе законотворчества Федерального Собрания обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст.ст. 5, 76, 80, 104, 134, 136) наделила их правом: законодательной инициативы; участия в рассмотрении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения; внесения в Государственную думу РФ предложений о пересмотре, внесении поправок и изменений в Конституцию РФ; участия в процедуре одобрения поправок к главам 3-8 Конституции РФ после рассмотрения их палатами Федерального Собрания РФ; принятия законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов; назначения членов Совета Федерации от представительного и исполнительного органа субъекта РФ; возможности обращения к президенту РФ по конкретным федеральным законам и т.д.
      • Двойственный правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
        Авторы:Тамара Макосейчук
        Фактическое положение главы субъекта Российской Федерации стало одной из причин, по которой высшее должностное лицо было в обязательном порядке введено в систему исполнительной власти субъекта Федерации.
      • Роль парламента Республики Татарстан в развитии российского федерализма
        Авторы:Шакир Ягудин
        Россия переживает переходный период от тоталитарного общества к демократическому. Многие демократические институты, в том числе такие, как парламентаризм и федерализм, сформировались еще не окончательно. Импульсы к их развитию идут не только из центра, но и из регионов, от граждан и их объединений, ученых. Поэтому федеральному центру, формирующему федеральную политику в этих сферах и организующему ее реализацию, важно своевременно улавливать эти импульсы, а, главное, адекватно и эффективно на них реагировать.
      • Легислатуры в российских регионах: институциональная оценка
        Авторы:Дмитрий Гончаров
        Средством преодоления кризиса государственности, возникшего после распада Советского Союза в 1991 г., была выбрана федеративная система. Этот выбор двумя годами позже получил конституционное оформление и стал ориентиром государственного и политического развития России. В условиях нашей страны такого рода конституционная декларация вовсе не означала того, что в обществе уже существует более или менее отчетливое понимание смысла этой модели территориально-политической организации политического сообщества.
    • Перспективы федерализма в России
      • «Новый курс» федеративной реформы и эрозия законодательных стандартов
        Авторы:Милена Глигич-Золотарева
        Название статьи включает в себя сразу два «неизвестных» термина – «новый курс» федеративной реформы и эрозия законодательных стандартов. Для начала внесем ясность в их понимание.
      • Гражданское общество – основа федерализма
        Авторы:Юрий Ершов
        Проблемы российского федерализма: его будущее и настоящее, состояние межэтнических отношений и национальная политика государства – по-прежнему остроактуальны в связи с главным вопросом – будущее России.
      • Союз равноправных народов – основа прочности федерализма в России
        Авторы:Фандас Сафиуллин
        Федерализм нужен не ради федерализма. России он необходим для создания демократических основ многонационального государства, сохранения единства страны в многообразии.
      • Россия на пути к имитации федерализма
        Авторы:Отто Люхтерхандт
        То, что политически и юридически немыслимо в США или в Германии, или в других стабильных государствах, имеет, судя по всему, все перспективы стать реальностью в Российской Федерации. Именно это имел в виду президент Путин в своих предложениях, сделанных на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 г. Никто, конечно, не волновался бы по поводу этих инициатив, если бы Россия была не федерацией, а центарлистски-унитарно устроенным государством, как Белоруссия или Казахстан.
      • Социальный ресурс федерализма в России к середине первого десятилетия XXI века
        Авторы:Леокадия Дробижева
        В конце 1990-х и в самом начале 2000 гг. я приводила результаты социологических опросов, которые свидетельствовали о том, что уровень поддержки элементов федерализма довольно высок в республиках РФ. Например, право на распоряжение природными ресурсами субъектом Федерации поддерживали до 60-70 % населения, причем представители не только титульной национальности, но и русские, и доля людей, придерживающихся такого мнения, росла.

 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru