• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Публикации Р.Ф.Абдрахманова на сайте
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Сотрудники / Абдрахманов Рафик Файзиевич / Публикации Р.Ф.Абдрахманова на сайте / Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Категория 7. Внешние условия на домашнюю страницу
Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Категория 7. Внешние условия
 
 
 

Авторы:
  • Рафик Абдрахманов, Эльмира Маврина
М., 1999. 150 с.

Республика Татарстан.
Модель этнологического мониторинга.

Категория 7
Внешние условия

Индикатор 41. Наличие и влияние диаспор

Татары являются одним из крупных народов - численность по переписи 1989 г. - 6 млн. 648,7 тыс. чел., вторым после русских по численности народом в Российской Федерации (5 млн. 522,1 тыс. чел.). Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские татары. Самые многочисленные волго-уральские татары, включающие в свой состав субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей, а также конфессиональную общность крещеных татар (кряшен). Численность сибирских и астраханских татар относительно невелика (соответственно около 180 тыс. и 25 тыс. чел). Основной регион проживания татар в России - Волго-Уральский (3414 тыс. в 1959 г. и 4010,7 тыс. в 1989 г., т.е. 83,8% и 81,2% татарского населения России соответственно). В Волго-Уральском регионе основная масса татар сосредоточена в Татарстане (1765,4 тыс.) и в Башкортостане (1120,7 тыс. чел.). За 1959-89 гг. доля татар, живущих в Волго-Уральском регионе, снизилась на 2,7%, что было связано с их миграцией преимущественно в Западную Сибирь - главным образом в нефтедобывающие регионы (в Тюменской области, Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО за 1970-89 гг. численность татар выросла почти в 3 раза). Татары сейчас живут в большинстве регионов России и являются одним из весьма дисперсно расселенных народов. В странах СНГ, по данным за 1989 г., крупные татарские диаспоры в Узбекистане (более 600 тыс. чел.), Казахстане (ок. 300 тыс. чел.), на Украине (133,6 тыс. чел.), в Киргизстане (ок. 70 тыс. чел.), в Таджикистане и Туркмении, в Средней Азии сосредоточена самая крупная по численности группа татар ближнего зарубежья (около 1 млн. чел.). В то же время в последние годы часть татар из этого региона выехала обратно в Россию. Мигранты осели в разных районах РФ, но особенно в Республике Татарстан и в Башкортостане. В дальнем зарубежье численность татар относительно невелика - по разным подсчетам, около 100 тыс. чел. (в Румынии - 35 тыс., в Турции - до 20 тыс., в Польше - 5,5 тыс., в Болгарии - 5 тыс., Китае - 4,2 тыс., США - около 1 тыс., Финляндии - менее 1 тыс., Австралии - 0,5 тыс.).1

Дисперсное расселение татар влияет как на политику руководства РТ и в целом на этнополитическую ситуацию в республике. В условиях, когда в Татарстане проживает лишь четверть татар, ряд важных вопросов невозможно решить без согласования с диаспорой. На сегодняшний день - это вопросы перехода на латинскую графику, выбор варианта этой графики, издания учебников, подготовки и переподготовки кадров для татарских школ и классов, создания общетатарского радио и телевидения, организации научных исследований в сфере истории, литературы, языка, культуры. Для решения подобных вопросов татары сформировали ряд общественных организаций, охватывающих основные массивы расселения этноса в СНГ, дальнем зарубежье. Исполком Всемирного конгресса татар - одна из таких организаций, имеющих хорошую перспективу для развития. Трудно сказать, кто приложил больше усилий в его создании — представители национального движения и политического руководства РТ или наиболее активная часть татарской диаспоры, но историческое событие состоялось.

19-20 июня 1992 г. впервые в Казани собрались посланцы татарской нации из 12 стран дальнего зарубежья, стран СНГ и РФ. География делегатов насчитывала более 50 стран и регионов. Никакая другая организация никогда до этого в истории народа не собирала в одном месте столь многочисленного представительства различных социальных, политических слоев татарского мира. На избранный исполком ВКТ были возложены обязанности координатора в объединении усилий татарских общин, представителей администраций различных регионов и Татарстана в деле сохранения и развития национальной культуры. После I ВКТ в Казань все чаще приезжали представители татарской диаспоры - бизнесмены, ученые, политики и государственные мужи. 28-29 августа 1997 г. в Казани прошел II ВКТ, в котором приняли участие 80 делегаций, представители 60 регионов России, а также Австралии, Германии, Канады, Румынии, США, Турции, Финляндии, Чехии, Японии, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана, стран Балтии. Местными организациями ВКТ было избрано 459 делегатов.

На конгрессе было объявлено о том, что ВКТ является международной общественной неправительственной организацией, действующей от имени многомиллионного татарского народа. Конгресс ставит целью духовное единение, объединение интеллектуальных, нравственных сил татар во имя возрождения, сохранения и развития своей самобытности. На конгрессе было принято решение о переводе татарской письменности на латинскую графику, которая более точно передает тонкости татарского языка и открывает большие возможности для включения в мировую информационно-техническую сеть. Не менее важная задача - поддержка национально-культурного развития татар на территориях их традиционного проживания в условиях реформирования национальной политики России, создание механизма представления интересов народов России в федеральных органах власти. ВКТ обратился к Президенту России с просьбой узаконить Ассамблею народов России, предусмотренную концепцией национальной политики РФ, при формировании которой должны участвовать исполком ВКТ, его региональные подразделения и Татарстан. Делегаты выразили готовность в меру своих возможностей поддержать позицию руководства республики против тех политических деятелей в России, которые хотели бы пересмотреть существующий статус республики: было твердо заявлено, что Договору между РТ и РФ на ближайшие годы альтернативы нет. Конгресс обратился в ООН с просьбой предоставить ВКТ специальный консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН.

Теоретически, деятельность ВКТ может вызывать определенную напряженность среди русскоязычного населения, поскольку дает в руки татар мощный рычаг реализации этнических интересов. Представители же других этносов в РТ организованы гораздо слабее, в лучшем случае - это национально-культурные объединения. Однако, судя по итогам работы ВКТ, содержанию принятых резолюций и обращений, в настоящее время он является, скорее, стабилизирующим фактором этнополитических отношений в республике. Одной из главных целей татарской нации названа задача развития и укрепления экономического, научно-технического и духовного потенциала, международного авторитета Татарстана - государства, провозгласившего полиэтническую, поликонфессиональную, поликультурную внутреннюю политику. Такая позиция явно расходится с установками известных идеологов национального движения в Татарстане, которые настаивают на реализации национальной идеи в Татарстане применительно только к татарской нации.

Принятие федерального закона “О национально-культурной автономии”, безусловно, придаст новый объединительный импульс татарской диаспоре. Процесс создания структур национально-культурной автономии только начался, но некоторые тенденции в татарской среде очевидны уже теперь. На базе местных и региональных структур вполне может сформироваться федеральная система татарской национально-культурной автономии, которая в соответствии с законом приобретет совещательную функцию при Правительстве РФ. По мнению ряда авторитетных идеологов суверенизации Татарстана, такой структуре в будущем следует придать совещательную функцию при Парламенте и Кабинете Министров Татарстана, а в ряде вопросов - и право законодательной инициативы в Государственном Совете республики.2

Влияние татарской диаспоры на этнополитическую ситуацию в РТ через другие каналы, помимо названных выше, неоднозначно: поскольку среди множества их объединений, лидеров, известных ученых и общественных активистов, так или иначе оказывающих влияние на умонастроения и позиции татар в республике, есть как умеренные, так и весьма радикально настроенные деятели. В то же время проживание в иноэтничной среде способствует тому, что значительная часть представителей татарской диаспоры стоит за продолжение политики межэтнического согласия.

Оценка: +1

Индикатор 45. Внешние связи и сотрудничество3

Развитие внешних связей республики осуществляется согласно соответствующим статьям конституций РФ и РТ, а также Договора РФ и РТ "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и Соглашения между правительством РФ и правительством РТ о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей. В соответствии с указанным договором , сфера внешней политики является прерогативой федеральной власти, а Татарстану предоставляется право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, а также участвовать в международных отношениях и заключать с иностранными государствами соглашения, не противоречащие Конституции РФ, участвовать в деятельности соответствующих международных организаций. Эти документы позволяют действовать Татарстану самостоятельно в отношениях с иностранными государствами.

Вопросы, требующие согласования с РФ, решаются на основе договорного процесса с соответствующими федеральными ведомствами. В настоящее время к вопросам совместного ведения в области регулирования внешних экономических связей отнесены: защита экономических интересов Республики Татарстан за рубежом; установление торгово-экономического режима в отношениях с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями; лицензирование инвестиций за рубежом.

К исключительным полномочиям республики относятся: привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов, ссуд под гарантии Правительства РТ, контроль за их использованием; формирование и контроль за использованием валютного фонда РТ; разработка и проведение политики привлечения иностранных инвестиций на территории РТ; предоставление государственных гарантий участникам внешнеэкономической деятельности РТ; участие в работе международных экономических и финансовых организаций и органов; получение помощи от зарубежных партнеров и ее использование; предоставление кредитов, ссуд и помощи зарубежным партнерам; создание свободных экономических зон на территории РТ; заключение внешнеэкономических соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями других стран; заключение торгово-экономических соглашений РТ с иностранными государствами.

В настоящее время Татарстан заключил межправительственные соглашения с большинством стран СНГ, Венгрией, Литвой, Турцией, Болгарией, Польшей, Ираном и др.; 104 государства являются торговыми партнерами.

Задача расширения и развития двусторонних торговых, экономических, научно-технических, культурных и гуманитарных связей потребовала создания института представительств республики за рубежом. На 1998 г. в зарубежных государствах и регионах Российской Федерации действовали 16 республиканских представительств, а именно: Полномочные представительства в Российской Федерации, во Французской Республике, в Австралийском Союзе, в Республике Казахстан, в Республике Турция; Постоянные представительства в США, в Азербайджанской Республике, в Узбекистане, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Чешской и Словацкой Республиках, в Свердловской области; Торговые представительства в Республике Кипр, Австрии, Литве, Украине, Республике Молдова. Специфика экономической деятельности представительств РТ в дальнем и ближнем зарубежье дифференцирована в зависимости от проблем и задач, стоящих перед республикой при осуществлении экономического сотрудничества с теми или иными государствами. Внешнеэкономическая работа представителей в дальнем зарубежье ориентирована на проработку различных инвестиционных проектов, поиски инвесторов, на изучение мирового рынка и продвижение на него татарстанской продукции. Представители РТ в государствах СНГ осуществляют поддержание существующих налаженных производственных связей, развитие которых во многом осложняется проблемой неплатежей.

В крупнейших городах РТ — Казани и Набережных Челнах — созданы структурные подразделения, координирующие внешние связи на уровне городских администраций.

В развитии внешнеэкономических связей республики активно участвует Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, объединяющая на добровольной основе более 700 членов. Палата содействует развитию внешней торговли, привлечению инвестиций в малые и средние предприятия республики, оказывает различные консалтинговые услуги в области внешних связей, в том числе предоставляет сведения зарубежным партнерам о республиканских и российских компаниях.

В реализации задач стимулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Татарстан принимает участие Агентство по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров РТ, которое выполняет функции специализированной коммерческой внешнеэкономической хозрасчетной организации. Оно заключает и реализует внешнеторговые контракты, участвует в привлечении инвестиций в предприятия республики. Агентство также имеет лицензию Министерства экономики России на проведение лизинговой деятельности и опыт использования лизинга в реализации проектов крупных предприятий, малого и среднего бизнеса.

В 1998 г. в Казани начало функционировать представительство государственного унитарного предприятия "Государственная компания "Росвооружение". Деятельность представительства направлена на развитие экспорта из Татарстана вооружений, военной техники, работ и услуг военного назначения.

Законодательными актами РТ, регулирующими привлечение иностранных инвестиций и внешнеторговую деятельность, являются закон РТ "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан", указ Президента РТ "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан", закон "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора", и другие.

Принятый в июле 1994 г. Закон Республики Татарстан "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" является одним из наиболее полных среди законодательных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих привлечение иностранных инвестиций. С одной стороны, закон в большей степени основан на законодательстве Российской Федерации, с другой стороны имеет ряд особенностей, учитывающих особую компетенцию Республики Татарстан как государства, ассоциированного с Российской Федерации на основе Договора. Закон исходит из приоритета международного договора, предусматривает гарантии от принудительных изъятий, незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Закон содержит нормы, определяющие трехлетний мораторий на принятие Республикой Татарстан законодательных актов, ухудшающих положение иностранных инвесторов и условия их коммерческой деятельности, а также регулирующие порядок создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Сегодня можно говорить о приоритетных направлениях во внешних связях Татарстана. Прежде всего это поддержание хороших отношений с важнейшими торговыми партнерами, среди которых главными являются фирмы Германии, Литвы, Польши, Финляндии, США, Венгрии, Италии, Индии, Турции и Великобритании. Среди стран СНГ по объему торговли лидируют Украина, Казахстан и Узбекистан. В то же время, Татарстан за последние годы предпринял ряд серьезных шагов на рынках арабских стран и Юго-Восточной Азии, где большой интерес проявляют к автомобилям, вертолетам, самолетам, оптике, военной технике. Официальные поездки президента М. Шаймиева в Египет, Иран, Малайзию, где его принимали на высшем уровне, а также визиты официальных делегаций республики во главе с премьер-министром Ф. Мухаметшиным в Арабские Эмираты, Индию, Австралию преследовали цель создания политических условий для экономического сотрудничества с этими странами. Ответные визиты официальных делегаций из стран Востока подтверждают серьезность намерений и возможность долгосрочного партнерства.

Оценка: +1

Индикатор 46. Меняющийся внешний имидж

Многочисленные торговые выставки, презентации, поездки официальных делегаций Татарстана в зарубежные страны, посещение иностранными торговыми миссиями республики, а также публикации в известных европейских журналах и газетах аналитических статей о политике и экономике республики создают ей имидж благоприятного анклава среди других регионов РФ. Если в начале 1990-х гг. о Татарстане писали как об “острове коммунизма”, имея ввиду замедленный темп реформ (так называемая “политика мягкого вхождения в рынок”), то к середине 1990-х гг. тон изменился и республику стали называть “островом прагматизма и стабильности”. На фоне чеченской войны политика Татарстана оказалась особенно выигрышной.

Татарстан выступает активным агентом внешней деятельности. В 1994 г. во время выступления на форуме в Гарвардском университете, а затем во время встреч в американском Конгрессе и Госдепартаменте М. Шаймиев обратил внимание на необходимость работы с регионами. Для республики это было стратегически важной позицией. Следуя этой стратегии, Татарстан наладил прямые контакты с посольствами зарубежных стран в Москве через Полномочное представительство РТ в РФ, что позволило оперативно решать вопросы экономического и культурного сотрудничества.

Республика пытается сполна использовать свои стратегические преимущества, которые были неоднократно отмечены в зарубежной печати; наиболее полно это сделано в обзорном докладе компании “Монитор”, подготовленном с целью ознакомления зарубежных инвесторов с экономикой Татарстана:4
- стабильность в политической и экономической жизни;
- богатые природные ресурсы;
- наличие мощной промышленной и научно-технической базы;
- высококвалифицированная рабочая сила;
- выгодное природно-географическое положение;
- собственная нормативная база, предоставляющая иностранным инвесторам значительные налоговые льготы и гарантии, защиту инвестиций, возможность получения земли под строительство;
- информационное обеспечение деятельности инвесторов.

Все это создало Республике репутацию политически и экономически стабильного региона с низким уровнем рисков для зарубежных инвесторов. Уже создано совместно с “Дженерал Моторс” предприятие по производству автомобилей на заводе ЕЛАЗ, привлечены стратегические инвесторы к работе с заводом КАМАЗ, производящим большегрузные автомобили, а также к деятельности АО “Татнефть”. Наблюдается повышенный интерес иностранных инвесторов к наукоемким отраслям (машиностроение, металлообработка, топливная промышленность), способствующим комплексному развитию экономики республики.

В 1995 г., опираясь на опыт республики (“модель Татарстана”), президент РТ выступил с инициативой содействия урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве. С этой целью в Гааге во Дворце Мира состоялись встречи заинтересованных сторон, экспертов и представителей международных организаций. Ежегодные консультативные круглые столы получили название “Гаагской инициативы”. Особенно успешными оказались консультации по российско-чеченским отношениям. Именно в Гааге был предложен принцип “отложенного решения”, легший в основу хасавюртовских соглашений и последующих мирных переговоров.

Новое поле деятельности для Татарстана открывается в связи с развитием интеграционных процессов в Европе, с возникновением такого феномена как Европа регионов. После окончания холодной войны начали интенсивно развиваться прямые связи между регионами различных государств. С официальным вхождением России в Европейский Совет и принятием Татарстана в Ассамблею регионов Европы создаются возможности для более тесной и продуктивной работы с общеевропейскими структурами, возрастает роль горизонтальных отношений и прямых связей между регионами Европы и России. Повышению авторитета Татарстана в немалой степени способствует работа председателя Госсовета РТ в руководстве официальной делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) - в Палате регионов КМРВЕ. Участие представителей республики в программах и мероприятиях Совета Европы, Ассамблеи регионов Европы, переговоры и контакты с руководством Совета Европы и лидерами АРЕ подтверждает признание Татарстана в региональных европейских кругах.

Оценка: +1

1 Исхаков Д.М. Современный национализм татар//Панорама—Форум 1997 № 13.
2 Рафаэль Хаким. Россия и Татарстан: у исторического перекрестка //Панорама—Форум 1997 № 11 С. 30—49.
3 По данным: Столяров М. Международная деятельность субъектов федерации: интересы, права, возможности; Насыров И., Багаутдинова Д. Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан //Панорама-Форум, 1997 № 16, сс. 63-89; Доклад Министерства экономики и промышленности, 1999 г.; информация Департамента внешних связей Президента РТ, 1999 г.
4 Выдержки из доклада на русском языке см.: Панорама—Форум 1996 № 2, 4, 1997 № 16.


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru