• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Публикации Р.Ф.Абдрахманова на сайте
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Сотрудники / Абдрахманов Рафик Файзиевич / Публикации Р.Ф.Абдрахманова на сайте / Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Категория 5. Культура, образование, информация на домашнюю страницу
Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Категория 5. Культура, образование, информация
 
 
 

Авторы:
  • Рафик Абдрахманов, Эльмира Маврина
М., 1999. 150 с.

Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга.

Категория 5
Культура, образование, информация

Индикатор 26. Культурное доминирование

В Татарстане характерно русское или русскоязычное культурное доминирование. В республике транслируются центральные телевизионные каналы (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ6 и др.) и радиопрограммы, которые для большинства населения являются основными каналами получения информации.

Русскоязычные печатные СМИ имеют наибольшую аудиторию. Совокупное количество издаваемых в РТ газет на русском языке превышает количество периодики на татарском языке в 3 раза. Интересны материалы опроса 1994 г. по использованию населением татарского и русского языка при чтении газет. Так, 12,6% татар-горожан читают газеты на татарском языке, 42,6% - на русском, 44,8% - на обоих языках. Среди татар-сельчан на татарском языке читают газеты - 64,1%, на русском - 4,8%, а на обоих языках - 31,1%.1

Таблица 21. Музеи в Республике Татарстан2

  1990 1993 1994 1996
музеи, всего 20 27 28 33/10
в т.ч.:
исторические 2 5 5 5/1
мемориальные 5 4 4 4/7
краеведческие 8 12 13 17
искусствоведческие и литературные 5 6 6 7/2

В 1992 г. проходил Съезд народов Татарстана, который поднял “вопросы и проблемы народов, живущих в Татарстане”. По решению Съезда была создана Ассоциация национально-культурных обществ Республики Татарстан (АНКО РТ). Деятельность Ассоциации направлена на решение проблем возрождения и развития языка, культуры, традиций и обычаев народов, населяющих республику. Национально-культурные сообщества имеют казахи (общество “Казахстан”), чуваши, башкиры (“Башкорт йорто”), кряшены, удмурты, немцы, евреи (“Менора”), ассирийцы (“Бара”), армяне, киргизы (“Ынтымак”), украинцы, азербайджанцы (“Огуз”), марийцы, грузины и другие народы, населяющие Татарстан.

Деятельность АНКО содействует возрождению, сохранению и развитию этнической самобытности. Например, в Казани создана кряшенская театральная студия, в Менделеевском районе - кряшенский краеведческий музей. В КГУ в 1992 г. открылось отделение “Немецкий язык как родной и литература” для подготовки кадров для территорий компактного проживания немцев, в Казани действует два немецких хора, детская театральная студия. Большой популярностью пользуется еврейский вокальный ансамбль “Симха”. С 1993 г. в Набережных Челнах выходит газета “Кряшен сюзе”, в республике восстановлен выпуск чувашской газеты “Сувар”. В Татарстане проводятся фестивали национальных фольклорных коллективов.

С 1996 г. в связи с принятием на федеральном уровне Закона о национально-культурной автономии в Государственной регистрационной палате министерства юстиции была зарегистрирована национально-культурная автономия немцев Татарстана. Проведены учредительные конференции и собрания по созданию НКА чувашей РТ, удмуртов Балтасинского района РТ, удмуртов Казани, грузин, узбеков Казани. Работа по созданию НКА и перерегистрации национально-культурных обществ в автономии продолжается.

С 1997 г. некоторые мероприятия программ Ассоциации финансируются из республиканского бюджета. Так, в 1997 г. было выделено помещение для Дома Дружбы народов в Казани, два культовых здания - синагога и кирха были переданы еврейской и немецкой общинам.

Оценка: 0

Индикатор 27. Религиозная жизнь3

Таблица 22. Зарегистрированные религиозные организации в РТ. “Другие” - иудеи, католики, кришнаиты, Церковь Последнего Завета и др.)*

год всего мусульманские православные протестантские другие
1986 38 18 15 2 3
1990 224 154 60 6 4
1991 289 207 67 9 6
1992 441 333 89 12 7
1993 529 399 96 25 9
1994 643 482 121 31 9
1995 759 574 141 33 9
1996 867 653 156 43 12
1997 932 695 170 48 12
1998 1027 802 171 42 12
перерегистрация МЮ в 1998 134 119 10 (все общины ИПЦ) 4 1

* Информация получена в Совете по делам религий при кабинете министров Республики Татарстан.

Религия - немаловажный фактор, определяющий духовную и политическую жизнь сегодняшнего Татарстана. Государственно-церковные отношения в Татарстане строятся в соответствии с принципом свободы совести, включающим в себя такие понятия, как равенство всех религий перед законом, право граждан исповедовать любую религию или не придерживаться никакой религии, светский характер государства, отделение от него религиозных и иных, созданных по мировоззренческому признаку, объединений.

Одной из принципиальных позиций политики в республике остается соблюдение баланса интересов крупных традиционных конфессий - ислама и православия. Взаимодействие, сотрудничество ислама и православия в различных областях, включая хозяйственно-экономические, является залогом общественной стабильности в республике. Вместе с тем способность этих двух конфессий объединяться против деятельности новых “нетрадиционных” религий, проводить совместные акции, в том случае, если они будут выходить за рамки закона, могут привести к возрастанию напряженности в обществе. Под видом обеспечения “религиозной безопасности”, “структурирования религиозного пространства” возможно и насильственное наведение порядка в вопросах веры, что само по себе грозит бедой обществу. Тенденция объединения общественных сил с православными и исламскими кругами в противодействии усиливающемуся влиянию новых религий не должна привести к “разделенному дому”, к борьбе с инакомыслием.

Устойчивый процесс возрождения на татарстанской почве переживает православие, принося духовное обогащение своим приверженцам. Визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Татарстан, который состоялся по приглашению президента республики, явился важным общественно-политическим событием, заметной вехой в развитии процессов духовной сферы. Пребывание Патриарха значительно оживило местную православную жизнь. Отличительной чертой этого визита, по общему признанию, была доброжелательная и дружеская атмосфера, в чем, несомненная, заслуга многих татарстанцев и лично президента.

На 1 января 1997 г. в РТ зарегистрировано 104 религиозных общества Русской Православной Церкви Московской патриархии. На территории республики действует пять благочиний (с центрами в Набережных Челнах, Елабуге, Чистополе, Арске, Пестрецах) и пять монастырей: четыре мужских - Раифский, Иоанно-Предтеченский (Казань), Свято- Вознесенский Макарьевский (под Свияжском), Свияжский Успенский; один женский - Богородицкий монастырь в Елабуге.

Старообрядчество в Республике Татарстан представлено двумя общинами - в Казани и Чистополе.

В Набережных Челнах и Казани действуют две зарегистрированные католические общины, объединяющие около 80 чел. Все они являются членами католического ордена “Воплощенное слово”, основанного в 1982 г. в Аргентине. Казанская община католиков в духовно-организационном плане подчиняется Римско-католической апостольской администратуре для католиков латинского обряда Европейской части России.

Одна из самых больших протестантских церквей республики - церковь “Краеугольный камень”, объединяющая около 500 прихожан. Церковь носит статус свободной и не входит в объединение протестантских церквей. В Альметьевске, Арске, Булгарах, Кукморе, Тетюшах, Мамадыше действует протестантское объединение Церкви Христа. 200 чел. входит в состав миссии “Народы за Иисуса”. Около 300 чел. составляет численность членов общества “Свидетели Иеговы” в г. Казани, в республике - примерно 1000 чел.

Единственная община буддистов на территории РТ зарегистрирована в г. Набережные Челны. Около 260 чел. входят в состав общин бахаи.4

Всего в РТ на 1 января 1999 г. зарегистрированных религиозных организаций - - 1027 (мусульманские - 802, православные - 171, протестантские - 42, иные - 12), незарегистрированных - 205 (мусульманские - 176, православные - 8, протестантские (в отдельных районах РТ сюда входят баптисты, Св.Иеговы, пятидесятники, миссия “Воскресенье”, “Авен-Езер”, АСД, ЕХБ и др., всего - 18), иные (бахаи, кришнаиты, коран ва хадисситы) всего - 3.5

В конце 80-х - начале 90-х гг. в республике наблюдался “исламский бум”, отчетливо фиксируемый на основе статистических данных. В РТ функционируют два Духовных управления: одно - как филиал Центрального духовного управления (г. Уфа), а второе - самостоятельное Духовное Управление мусульман РТ. В их ведении находится подготовка кадров священнослужителей и их распределение, участие в строительстве мечетей, осуществление связей с другими религиозными центрами, организация паломничества в Мекку.

Таблица 23. Мусульманские общины в Татарстане

год число мусульманских общин
1986 18
1990 154
1910 207
1992 333
1993 399
1994 482
1995 574
1996 653*

* Кроме того, 53 общины находилось на стадии регистрации

В республике насчитывается около тысячи религиозных общин (в 1986 г. - 38), причем число мусульманских общин приближается к семистам. Православных - 175, 48 протестантских и 14 религиозных организаций различного вероисповедания.

Характерной чертой является усиление религиозности татар. По опросам, около 2/3 татар-горожан и свыше 4/5 сельчан считают себя верующими. Кроме того, приблизительно 1/10 часть татарского населения республики может быть отнесена к “колеблющимся”, т. е. отнюдь не к атеистам.

В нашем распоряжении нет данных о нынешнем отношении татар к мусульманской религии, но из опросов начала 1990-х гг. известно, что из числа верующих и колеблющихся 66,7% в селах и 76,4% в городах не посещают мечети и не молятся дома (опросы 1989-90 гг.). Доля посещающих мечеть и молящихся дома среди горожан весьма мала - соответственно 7,9% и 15,4% (1990 г.). В то же время подавляющее большинство из групп верующих и колеблющихся считает себя мусульманами.

Татарами устойчиво соблюдаются религиозные праздники и обряды: обряд бракосочетания “никах” присутствует более чем в 2/3 свадебных ритуалов городских татар, лишь 8,3% горожан считают, что обряд не надо проводить. Более 60% горожан проводили религиозный обряд имянаречения (исем кушу) и 45,7% семей, имеющих мальчиков, проводила обряд обрезания (суннат). Более 90% городских татар в погребально-поминальном обряде соблюдают именно мусульманский обряд. За необходимость соблюдения мусульманских праздников и обрядов высказываются и представители молодежи. По данным опроса в г. Набережные Челны (1991-92 гг.), группа респондентов в возрасте 20-29 лет заявила, что они: отмечают религиозные праздники (43%), считают, что нужен свадебный обряд (67,5%), обряд “суннат” (73,3%), традиционный похоронный обряд (85,4%).

Исследователи проблемы возрождения ислама полагают, что в современном религиозном восприятии людей догматические, институциональные нормы не имеют большого значения. Большую же роль приобретает нравственно-этическая сторона ислама, как составляющая национальной культуры и этнического самосознания. Действительно, для такой трактовки есть определенные основания. Опрос, проведенный в 1990 г. в Татарстане, показал, что 61,1% респондентов полагает, что ислам способствует соблюдению чистоты и гигиены, 43,2% - помогает быть честным и справедливым, 37,7% - удерживает от дурных поступков в быту и общественной жизни, 78,4% респондентов считают, что ислам способствует сохранению национальной культуры и традиций, 57% татар-горожан высказали мнение, что без религии невозможно или вряд ли возможно сохранить национальную специфику, такого же мнения придерживалась молодежь (56,2%).

Исследователь Р.Н. Мусина полагает, что “реисламизация” не что иное, как своеобразная форма “религиозного национализма”. Это верно, если еще учесть, что в начале XX в. у татар “мусульманский” компонент являлся важнейшим элементом их идентичности. Происходящий сейчас процесс “обретения” татарами исламских духовных ценностей имеет, конечно, прямое отношение к восстановлению этнокультурной идентичности.

В республике постепенно завершается процесс возвращения культовых зданий верующим. Начиная с 1988 г. религиозным мусульманским и православным организациям передано более 50 культовых зданий-памятников истории и культуры: Азимовская, Соборная, Султановская, Закабанная, Апанаевская, Бурнаевская, Ново-Слободская “Иске-Таш” мечети в Казани, мечети в Аксубаевском, Арском, Кукморском и других районах республики, Петропавловский собор, Софийская надвратная церковь Богородицкого монастыря, Варваринская, Тихвинская, Евдокиинская, Богоявленская, Старообрядческая церкви, Ивановский монастырь в г. Казани, церкви и монастыри в Зеленодольском, Елабужском, Чистопольском и других районах Татарстана. В 1996 г. в столице республики верующим возвращены синагога, лютеранская кирха, католическая часовня.

В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора. К началу 1996 г. были построены, отреставрированы и сданы в эксплуатацию 104 мечети, 7 церквей и 2 молитвенных дома. В стадии строительства и реставрации находятся 182 культовых здания, в том числе мечетей - 148, церквей - 34. В целом (данные за 1996 г.) в распоряжении мусульманских общин находятся 386 зданий мечетей, православных - 99 церквей.

В Татарстане действует Совет по делам религий. Важное направление работы Совета - регулирование межконфессиональных отношений посредством обеспечения контактов и поддержания диалога представителей различных религиозных организаций. Советом при участии ученых, духовенства и госслужащих были проведены международная научно-практическая конференция “Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции” (октябрь 1997 г.), межрегиональная научно-практическая конференция “Общественное согласие в Российской Федерации: реальность и перспективы” (ноябрь 1997 г.).

Оценка: +1

Индикатор 28. Языковая ситуация6

В 1992 г. был принят “Закон о языках народов Татарстана”, предусматривающий создание необходимых условий для развития и функционирования двух государственных языков в республике - русского и татарского. Несколько раньше в целях изучения языковой ситуации Институтом языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова в 1989-90 гг. проведено комплексное исследование, которым было охвачено татарское и русское население городов и сел республики. В общей сложности было опрошено 4000 чел.

Таблица 24. Родные языки у татарского населения Татарстана, по годам переписей, в %7

годы татары с родным татарским языком
всего в том числе
в городе в сельской местности
1926 99,71 99,45 99,98
1959 98,27 97,09 99,61
1970 98,49 96,44 99,77
1979 97,69 95,80 99,54
1989 96,60 95,00 99,30

Еще по данным переписей было известно, что среди татар республики незначительно увеличивается доля лиц с родным нетатарским языком и наиболее это характерно для городского населения. Но все ли так однозначно просто?

В ходе опроса респонденты имели возможность давать более гибкие ответы, чем это было возможно при проведении переписей. Стало очевидно, что имеется достаточно заметный слой татар, по крайней мере 10%, которые называют родными оба языка - и татарский, и русский.

Таблица 25. Родные языки у татарского и русского населения городов Татарстана, по данным опроса, в %

родной язык татары русские
татарский 85,7 0,2
русский 3,9 98,8
оба языка 10,1 0,5
другой язык 0,3 0,4

Этот показатель в какой-то степени отражает языковые ориентиры городского населения Татарстана. Выбор родного языка детерминирован повседневной речевой деятельностью и языковой компетентностью, поэтому необходимо привести данные о языковой компетентности татарского и русского населения республики.

Таблица 26. Владение татарским языком, в %

  татары-горожане русские-горожане
свободное 65,1 1,2
говорю, читаю, но не пишу 11,2 1,0
говорю, но не читаю и не пишу 12,1 1,5
говорю с затруднениями 7,8 2,5
понимаю, но не говорю 2,7 12,1
не владею 1,1 81,6

Таблица 27. Владение русским языком, в %

  татары-горожане русские-горожане
свободное 84,9 97,9
говорю, читаю, но не пишу 3,6 1,1
говорю, но не читаю и не пишу 1,8 0,7
говорю с затруднениями 8,4 0,1
понимаю, но не говорю 0,8 0,2
не владею 0,5 -

Каковы возможные тенденции функционирования обоих языков. Прежде всего, велико ли желание изучать тот и другой язык?

Таблица 28. Желание изучать другой язык, в %

  татары-горожане русские-горожане
татарский язык 23,4 43,3
русский язык 20,5 13,3
иностранный язык (европейский) 47,5 48,5
иностранный язык (восточный) 16,8 3,7
другой язык 2,9 2,9

Исследование показало, что среди русского населения значительная доля лиц, желает изучить татарский язык - более 40%. Такая ориентация, как со стороны русских, так и со стороны татар вполне согласуется с благоприятным в обществе отношением к идее двух государственных языков в республике.

Таблица 29. Отношение к государственному языку, в %

  татары-горожане русские-горожане
только татарский 21,2 2,9
только русский 4,9 23,4
нужны два языка 64,3 58,3
не нужен ни один 7,6 13,4
затрудняюсь ответить 1,9 2,0

В 1994 г. в республике был проведен массовый опрос о ценности национального языка и культуры. Вопрос о желательной языковой ориентации для своих детей показал, что 70,5% русских-горожан и 92% сельчан хотели бы, чтобы их дети знали татарский язык. Для 81,4% татар-горожан и 82% сельчан желательно знание их детьми родного языка. На вопрос об обучении своих детей в школе только на одном языке - татарском - утвердительно ответило лишь 7,3% татар, 0% - русских; на двух языках - 83% татар, 61,4% русских.8

Представители татарского национального движения, художественная и гуманитарная интеллигенция бьют тревогу по поводу состояния татарского языка, образования, культуры в целом. Подчеркивается, что язык является главным признаком этноса, но в реальной ситуации в республике лишь русское население имеет возможность использовать свой национальный язык полнокровно и многофункционально в любой сфере жизнедеятельности. Татарский язык в условиях имперской России, а также коммунистического тоталитарного режима был лишен социальных, политических, и экономических функций и сведен до уровня семейно-бытового общения. Например, по материалам исследования 1990 г. около 87% татарского населения г. Казани свободно владело русским языком, тогда как татарским не более 60%.9

Приходится признать, что на сегодня - это та часть политики “паритетного национализма” властей республики, где еще много проблем и больше приходится говорить о недостатках, чем об успехах. Несмотря на соответствующие статьи и пункты “Декларации о суверенитете...”, Конституции РТ, закона “О языках ...” татарский язык так и не стал государственным - вот, пожалуй, главный мотив недовольства, адресованный политическому руководству РТ. Проблема статуса татарского языка стала предметом специального обсуждения 22 мая 1997 г. на пленарной сессии Госсовета Татарстана в связи с рассмотрением вопроса о выполнении Закона “О языках народов РТ” и “Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ”. Задолго до этой сессии Госсовета, в дни ее работы и долгое время после ее окончания в СМИ шла острая полемика, публиковалось много критических статей в адрес госструктур и должностных лиц, прямо ответственных за реализацию “Закона о языках ...” и “Госпрограммы ...”. В ходе всех этих дискуссий отмечалось, что, с одной стороны, можно говорить о положительной динамике предпочтения воспитания и образования на татарском языке. Если в 1987 г. в республике насчитывалось 995 татарских школ - практически полностью в сельской местности (к 1987 г. в Казани осталась одна татарская школа), в начале 1990-х гг., когда был провозглашен суверенитет, в татарских школах училось всего 7% детей из татарских семей, сегодня уже около 45% детей обучается на родном языке; в детских садах около 60% детей татарской национальности воспитывается на своем родном языке. Однако, с другой стороны, наблюдается и тревожная обратная тенденция - родители забирают детей в русские школы. И их понять можно, они думают о перспективе: высшее образование на татарском языке в республике получить практически негде. Один из наиболее часто повторяющихся упреков в адрес республиканского политического руководства, пожалуй, следующий: Татарский национальный государственный университет до сих пор не создан, а сегодня не может быть государственности ни у одного народа, не имеющего своей системы национального образования. По некоторым опросам более 70% татар и около 50% русских считают, что в республике необходимо иметь ВУЗы с татарским языком обучения.10

Следует упомянуть, что у этой проблемы есть и другая сторона: для полнокровного функционирования татарского языка во всех сферах жизнедеятельности в качестве второго государственного языка республики важно овладение им и представителями других этносов, в первую очередь, русскими. Осознание этой проблемы есть: например, вопрос о желательной языковой ориентации для своих детей показал, что более 70% русских горожан и более 90% сельчан хотели бы, чтобы их дети знали татарский язык.11 Есть и некоторые положительные сдвиги в этом направлении: в дошкольных учреждениях, в школах все больше внимания уделяется изучению татарского языка всеми желающими.

Оценка: -1

Индикатор 29. Школьное образование

В Республике Татарстан действует 2554 общеобразовательных школ (1996/97 уч. г.), в том числе в городах и поселках 592, в сельской местности - 1962. Из общего числа школ дневных - 2516, из них негосударственных - 11.12

В республике действуют два типа школ: школы с русским языком обучения, где преподавание татарского языка ведется как предмет и школы с татарским языком обучения. В советский период преподавание татарского языка как предмета свелось к чистой формальности. Языку обучали факультативно, что по сути вело к отторжению татарского языка от национальной культуры. Ныне в республике идет процесс активного обучения татарскому языку. Существуют детские сады, школы, лицеи, ПТУ с преподаванием татарского языка. В ВУЗах создаются татарские группы. Растет количество татарских и смешанных ДОУ. В 1997/98 гг. из 2208 ДОУ татарских было 918.

В 1996/97 учебном году в республике насчитывалось 1236 школ с татарским языком обучения, в т.ч. учебных заведений нового типа - 124, в 1997/98 уч. г. - 1256, в т.ч. заведений нового типа - 130. Смешанный статус (татарско-русские, русско-татарские школы) имеют 394 школы, в них татарских классов 2350, обучается 42106 детей по национальности - татар. Всего же татарский язык в той или иной степени изучает 97% учащихся Татарстана.

Республиканская языковая политика нацелена и на развитие и сохранение языков других национальных групп республики. В 1997/98 гг. в татарстане функционировало 140 чувашских, 20 марийских, 40 удмуртских, 4 мордовских школ.

По данным опроса, проведенного в Татарстане еще в 1990 г., выяснилось, что как татары, так и русские важным считают обучение детей двум языкам при некотором приоритете русского как языка массового общения.

Таблица 30. Желательное языковое обучение в школе для детей-татар, в %

обучение детей татар в школе должно вестись мнение татар мнение русских
на татарском 24,5 15,2
на русском 16,8 21,4
на русском с углубленным изучением татарского 44,2 42,2
в нач. классах на татарском, затем - на русском 6,1 8,8
в 1-8 кл. на татарском, в 9-10 кл. на русском 2,8 2,3

Таблица 31. Причины выбора языка обучения для детей-татар, в %

  мнение татар мнение русских
мы обучались на национальном языке, и дети должны 9,8 5,6
без знания своего национального языка невозможно считать себя полноценным представителем своего народа. 38,6 34,9
знание родного языка позволяет жить единой жизнью со своим народом 11,5 10,6
одинаково хорошее знание обоих языков позволяет жить более богатой духовной жизнью 33,6 30,2
знание русского языка дает возможность приобщения к культурным ценностям других народов 8,3 14,8
без знания русского языка выпускники школ не смогут получить профессиональное образование (средне-специальное, высшее) 20,8 21,3
другой ответ 3,0 3,9

Наиболее приемлемым и татары и русские считают обучение детей-татар на русском языке с углубленным изучением татарского. В два раза меньше лиц, которые полагали бы целесообразным обучение только на каком-то одном языке.

В связи с принятием закона о языках народов Татарстана перед каждым жителем Республики встал вопрос о языке обучения в школе для своего ребенка. Для выяснения сложившейся ситуации, информантам был задан вопрос: “На каком языке Вы бы хотели обучать своих детей?”.

Однако картина несколько иная, если речь ведется не абстрактно, а о выборе языка обучения для собственных детей. В этом случае родители-татары безусловный приоритете отдают именно русскому языку. Впрочем, немало и тех, которые хотели бы в той или иной мере приобщить собственных детей к татарскому языку - четверть желали бы обучать детей сугубо на татарском языке и еще более 20% - на обоих языках (подобное пожелание в отношении собственных детей высказало и более 10% русских).

Таблица 32. Предпочитаемый язык обучения для своего ребенка, в %

обучения детей в школе должно вестись ответы татар ответы русских
на татарском 25,9 0,4
на русском 31,8 83,9
на русском с углубленным изучением татарского 11,8 2,2
в нач. классах на татарском, затем - на русском 13,4 3,6
в 1-8 кл. на татарском, в 9-10 кл. на русском 5,6 1,6
на другом 0,3 1,7
на обоих языках в равной мере 10,7 5,8
на русском, татарский - факультативно - 0,8
на татарском с углубленным изучением русского 0,3 -

Картина несколько иная, если речь ведется не абстрактно, а о выборе языка обучения для собственных детей. В этом случае родители-татары безусловный приоритет отдают именно русскому языку. Впрочем, немало и тех, которые хотели бы в той или иной мере приобщить собственных детей к татарскому языку - четверть желали бы обучать детей сугубо на татарском языке и еще более 20% - на обоих языках (подобное пожелание в отношении собственных детей высказало и более 10% русских).

В советский период качество факультативного преподавания татарского языка и литературы не могло быть высоким - таковы были социально-политические условия. Те, кто получил образование в то время зачастую не могут толком определить, было ли преподавание татарского хорошим или нет.

Таблица 33. Оценка преподавания татарского языка в русской школе, в %

  татары русские
да, вполне удовлетворен 16,4 7,9
трудно сказать, не думал об этом 15,8 16,2
нет, не удовлетворен 29,0 11,1
совершенно не удовлетворен 1,6 0,5
затрудняюсь ответить 37,4 63,8
  - 0,7

Невостребованный язык мало кого волновал. Русскоязычному населению его не преподавали, а татары изучали его исключительно по желанию. Откуда же было знать о качественной стороне преподавания. Ныне происходит переход от бытовавшего в прошлом стихийно-коммуникативного фактора развития татарского языка к учебно-педагогическому.

Практика показывает, что в раннем возрасте язык усваивается намного легче. Учитывая это, во многих дошкольных учреждениях начали обучение татарскому языку детей разных национальностей. По опросам, значительная часть родителей русской национальности согласна с тем, что дошкольники должны приобщаться к татарскому языку.

Таблица 34. Язык в дошкольных учреждениях, в %

  татары русские
татарский 26,2 0,9
русский 11,1 61,5
оба языка 54,4 26,3
язык неважен 7,6 9,6
другой язык 0,6 1,7

Оценка: +1

Индикатор 30. Высшее образование

В 1996/97 гг. В Республике Татарстан насчитывалось 17 вузов, в том числе и филиалов. В них обучалось 67,9 тыс. чел. Из них 25,5 тыс. чел. в учебных заведениях по отраслям промышленности и строительства, 5,3 тыс. - сельского хозяйства, 4,6 тыс. - экономики, 4,4 тыс. - здравоохранения, физической культуры и спорта, 27,4 тыс. просвещения, искусства и кинематографии - 583 чел.

В республике растет количество негосударственных вузов. Среди них наиболее известны Казанский институт бизнеса и управления, Институт экономики, управления и права, Международная социально-юридическая академия (г. Казань), Татарский институт содействия бизнесу (г. Казань), Институт социальных и гуманитарных знаний Дж. Сороса (г. Казань), Ведический университет “Махаржи” (г. Набережные Челны), Институт управления (г. Набережные Челны), Альметьевский муниципальный институт. Растет число студентов, обучающихся в негосударственных вузах. В 1993/94 гг. в них обучалось 1075, в 1994/95 гг. - 1900, в 1995/96 гг. - 2441, в 1996/97 гг. - 3434 чел.13

В июле 1998 г. в Казани был основан Российский исламский университет для подготовки высококвалифицированных кадров в области ислама. После окончания РИУ присваивается специальность: бакалавр, религиовед. Обучение началось в сентябре. Из 100 абитуриентов на первый курс было принято 20 человек. Этническая принадлежность при поступлении роли не играет, исключительную важность имеет лишь конфессиональная принадлежность. Среди поступивших есть студенты, приехавшие из Таджикистана, Узбекистана, Башкортостана. Преподавание ведется на татарском, русском, арабском языках.

Если в период с 1989 по 1992 гг. национальной татарской интеллигенцией поднимались вопросы введения уроков татарского языка в русскоязычных школах, открытия в каждом высшем учебном заведении республики кафедр татарского языка, то с 1994 г. интенсивно обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью открытия татарской высшей школы и придания ей статуса государственной. По данным опроса 1994 г., 71,7% татар заявили, что в республике необходимо иметь вузы с татарским языком обучения (идею поддержали 47,2% русских). 20% татар, ответивших отрицательно, и 19,4% отрицательно ответивших русских аргументировали свою позицию тем, что нет смысла дублировать на татарском языке обучение в русскоязычных вузах, тем более, что информационное поле РФ - русскоязычное. 33,4% русских ответили, что это дело сугубо татар, 8,3% татар затруднились с ответом.14

Оценка: -1

Индикатор 31. Средства массовой информации

По состоянию на 1 января 1997 г. в Мининформпечати РТ всего было зарегистрировано 333 издания, в том числе 286 газет и 47 журналов. Из них на татарском языке - 40 газет и 8 журналов, на русском 149 газет и 10 журналов, одновременно на русском и татарском языках - 67 газет и 14 журналов. Из них - 31% имели в качестве учредителей государственные структуры; 12% - общественные организации и движения; 12% - физические лица; 21% - предприятия и научные учреждения; 23% принадлежали акционерным обществам, финансовым компаниям и фирмам.15

По состоянию на 1 января 1998 г. в Мининформпечати РТ всего было зарегистрировано 389 издания, в том числе 311 газет и 78 журналов. Из них на татарском языке - 64 газет и журналов; одна республиканская и четыре районные газеты - на чувашском языке; одновременно на русском и татарском языке - 41 газета и журнал; остальные газеты и журналы - на русском. Из них - 98 имели в качестве учредителей государственные структуры; 32 - общественные организации и движения; 56 - физические лица; 163 - предприятия, организации; 14 - научные заведения; 15 - религиозные объединения; 11 - зарегистрированы в Государственном Комитете Российской Федерации по печати.

В республике действуют 4 Информационных агентства: “Кама - пресс” в г. Набережные Челны; "Поволжское бюро "Российской газеты" агентство "PR-Союз",“Татар-информ” и “ЭКО- информ“ в г. Казань.

В настоящее время из ежедневных 6 часов республиканских телепередач 52% — транслируются на татарском языке; из 14 часов ежедневного республиканского радиовещания 70% передач — на татарском языке.

В 1995 г. в республике выходило 32 журнала и других периодических издания, число газет составило 181 издание.16 Из них на татарском языке 5 газет, 10 журналов. К татарским средствам массовой информации можно отнести: Радио свобода - татаро-башкирская редакция, объем вещания 5 часов в сутки; государственная телерадиовещательная компания “Татарстан”; радио “Содружество”; выпуск коротковолновой передачи “На волне Татарстана” для татар СНГ и дальнего зарубежья.

Для выяснения языковой ориентированности населения в 1989-1990 гг. было проведено комплексное исследование. В анкету были включены вопросы о видах массовой коммуникации.

Таблица 35. Язык чтения республиканских газет, в %

  татары русские
на татарском 14,1 -
на русском 49,6 99,2
на татарском и русском 36,3 0,8

При чтении газет, как выяснилось, информанты большее предпочтение отдают русскому языку. В первую очередь причина, на наш взгляд, в языковой компетенции.17

Таблица 36. Язык радио и телепередач, в %

  татары русские
на татарском 9,8 0,1
на русском 14,6 90,7
на татарском и русском 75,6 9,2

Данные второй таблицы отличаются от первой. Во-первых, в два раза больше лиц, использующих два языка, во-вторых, данный вид массовой коммуникации более понятен в языковом отношении (об этом свидетельствует несколько большее число русских, воспринимающих информацию на обоих языках).

Несмотря на то, что передачи ведутся на двух языках, многие в ходе опроса выразили неудовлетворенность количеством передач на татарском языке, из-за ограниченного количества часов в жестко определенного времени. Сложившееся положение дел лишает многих возможности приобщения к языку, к культуре своего народа.

Таблица 37. Отношение к числу передач на татарском языке, в %

  татары русские
вполне достаточно, может быть даже многовато 4,0 22,9
вполне достаточно 28,6 32,4
скорее всего недостаточно 30,6 5,8
совершенно недостаточно 24,2 2,7
затрудняюсь ответить 12,5 36,1

Оценка: -1

Индикатор 32. Традиционные праздники и обряды

Русские праздники традиционны для всего православного населения и в Татарстане не имеют каких-либо отличий - Рождество, масленица, Троица и др. В Татарстане в них принимает участие практически большинство населения, вне зависимости от национальной или конфессиональной принадлежности. То же самое можно сказать в отношении общественно-политических праздников - 1 и 9 мая, 7 ноября, День независимости России, День Конституции и другие.

Из весенне-летних праздников и обрядов, активно отмечаемых татарским населением республики особенно значимы Науруз и Сабантуй. Науруз - это встреча Нового года по мусульманскому календарю. Обычно праздник приходится на 21-22 марта. В республике он трансформировался в праздник встречи весны и сопровождается массовыми гуляниями.

Национальным является праздник Сабантуй. Истоки его уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом: сабан означает “яровые”, или в другом значении, - плуг, а туй - “свадьба”, “торжество”. Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Сабантуй повсеместно празднуют летом, после завершения полевых работ, перед началом косовицы. При этом характерно поэтапное проведение праздника. Сначала его отмечают в отдельных селах и деревнях, затем в райцентрах. Завершающим является сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани.

На празднике чествуют лучших в проведении посевных работ, затем начинается концерт. Во время сабантуя проводятся конные скачки, различные спортивные и шуточные состязания. Популярны перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб и т.д. Главным, наиболее любимым видом состязаний на сабантуях является национальная борьба - куряш. Победители получают ценные призы и подарки. Торжества сопровождаются народными гуляниями, в которых участвует практически все население вне зависимости от национальной принадлежности.

Процесс суверенизации вызвал появление новых праздников: 30 августа - День независимости Татарстана и 6 ноября - День Конституции. Особенно широко отмечается День независимости. Для праздника характерно участие людей всех национальностей. Руководство республики прилагает немало усилий, для того, чтобы этот праздник прочно укоренился в обществе. В гуляниях, сопровождающих праздник, никогда не возникают конфликтные ситуации на этнической почве.

Праздники в Татарстане нельзя оценить как возможный источник конфликтности. В целом же праздники, отмечаемые в Татарстане не могут служить источником социальных конфликтов. Скорее наоборот, массовое участие в них населения и отсутствие явной политической подоплеки даже способствует усилению взаимной толерантности национальных групп.

Оценка: +1

Индикатор 33. Исторический дискурс18

Татарский народ имеет многовековую историю национальной государственности, изначальные этапы которой известны еще с VII в. Государственность и государственная культура предков нынешних татар прошли периоды раннего (Восточно-Тюркский и Хазарский каганаты, Приазовская и Волжская Булгария), развитого (Золотая Орда) и позднего (Казанское и другие ханства) средневековья, охватывая огромный промежуток времени - около тысячи лет. Среди названных государственных образований в качестве единого государства многих групп татарского народа особое место занимает Золотая Орда, история которой до последнего времени освещалась крайне недостаточно и искаженно. Именно благодаря политике этого огромного государства татары вошли в мировую историю. Нужно видеть созидательную сторону этого государства, построившего десятки процветающих городов. Заслуга той эпохи состоит в том, что обширное государство позволило соединить Запад и Восток, проложив новые безопасные торговые пути. До эпохи чингизидов эти миры были в значительной степени изолированы. Существует точка зрения, что именно благодаря Золотой Орде русские княжества, занимавшиеся междоусобной борьбой, объединились вокруг Москвы. Не будь хана с его жесткими законами, системой коммуникаций и поголовным учетом населения - не было бы и великой России. Русские еще долго продолжали бы выяснять отношения друг с другом и тем самым отдали бы историческую инициативу своим соседям.19

Казанское ханство, образованное в 1445 г. под руководством Махмутека, старшего сына золотоордынского хана Улу-Мухаммеда, занимало большую территорию Волго-Уральского региона. Московское правительство постоянно вмешивалось во внутренние дела ханства. Были определенные этапы русского протектората, когда Москва сажала на казанский престол своих ставленников, угодных ей ханов-марионеток, например, Джан-Али, его брата Шах-Али из Касимова (последний три раза был поставлен ханом в Казани и трижды изгнан оттуда казанцами). Подобная политика Русского государства крайне отрицательно влияла на развитие государства, что привело, наконец, после серии походов русских войск, к падению Казани. Последний поход был осуществлен в 1552 г. царем Иваном Грозным во главе 150-тысячной армии, в результате чего 2 октября Казань была завоевана.

Территория ханства затем разделена на несколько воеводств, которыми стали управлять ставленники Москвы, опиравшиеся на гарнизоны из стрельцов. Началась активная русская колонизация Среднего Поволжья.

Дальнейшая политическая история татарского народа после ликвидации его государственности получила иную форму в составе Российской империи - форму борьбы за выживание, за сохранение своего этнического лица, многовековой культуры и религии, в конечном счете - форму национально-освободительного движения, приостановленного в 1917-1918 гг. с началом большевистской диктатуры.

Вторая половина XVI в. и фактически весь XVII в. прошли в царизм отвечал репрессиями и новой волной колонизации. Велась насильственная христианизация татар с одновременным разрушением мечетей и постройкой на их месте русских церквей. У татар отбирались лучшие земли и передавались русским помещикам, а также беглым крепостным крестьянам из центральных русских областей, получавшим в казанской земле 10-летнюю волю. Подобная колониальная политика Москвы вызывала ответную реакцию местных жителей, которая выражалась в новых вооруженных выступлениях и участии впоследствии в восстании С. Разина.

Антитатарская политика российского царизма продолжалась и в XVIII в. “Прогрессивный”, как принято считать, монарх Петр I принимал драконовские законы против татар на территориях бывшего Казанского и других завоеванных татарских ханств. Своим указом 1713 г. он ликвидировал привилегии служилых татар, т. е. тех, которые несли государственную службу; было приказано отнять земли у тех татар, которые откажутся креститься в течение, например, полугода. Политика против татар еще более усилилась в царствование Елизаветы, когда была создана специальная Новокрещенская контора, которая развернула небывалую до тех пор христианизацию татар (в распоряжении конторы были даже вооруженные отряды). Начался очередной этап варварского уничтожения мусульманских культовых сооружений. Так по указанию казанского архиепископа Конашевича лишь в одном Казанском уезде в 1742 г. из 546 действовавших мечетей было разрушено 418.

Репрессивная политика, естественно, вызывала все новые восстания (1718, 1735, 1739 гг.). Хотя народные выступления беспощадно подавлялись, но горячее стремление татар к воле, к национальной самостоятельности не угасало, более того, с новой силой оно проявилось в самом активном участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева.

Екатерина II вынуждена была смягчить национальную политику, разрешив строительство мечети в Казани, восстановив в прежних правах татарских мурз и расширив возможности татарских купцов в торговле с Востоком. Указом 1788 г. образовано Мусульманское духовное собрание. Было положено начало новому этапу участия татар в торгово-промышленной системе.

Во второй половине XIX в. татарский капитал стал серьезным конкурентом русского, что вызвало резкую оппозицию в лице торгово-промышленного класса и духовенства России. Последние не замедлили принять через правительство необходимые меры в целях ограничения прав татарской буржуазии: был наложен запрет на строительство новых заводов и фабрик, отказано в кредите финансовым учреждениям, запрещено открытие кредитных товариществ среди татар-мусульман. Начались притеснения и в духовной сфере. Все это не могло не вызвать новых проявлений протеста, прошли волны эмиграций в Турцию.

Начиная с 1905 г. в татарской среде сформировалось довольно сильное национальное движение, которое стремилось добиться у имперских властей культурной автономии.

Социально-исторические и политические условия в начале XX в., порожденные революцией 1905-1907 гг., привели к глубоким изменениям в татарском обществе. В этот период возникло несколько татарских национальных организаций с различными политическими требованиями. Выделялась организация татарских социал-революционеров “танчылар”, которая получила свое название от газеты “Тан”. Руководителями группы являлись видные татарские интеллектуалы: Г. Исхаки, Ф. Туктаров, Ш. Мухамедьяров. Определенную роль в политической истории того периода играла и социал-демократическая группа “Уралчылар”, которая группировалась вокруг большевистской газеты “Урал”.

Наиболее видную роль в политической жизни татарского общества после революции 1905-1907 гг. сыграла организация “Иттифак-ал-муслимин” (“Союз мусульман”) - либерально-демократическая партия, близкая по своей программе к партии российских кадетов. Она возникла на основе крупнейшего реформаторского движения - “джадидизма”. “Иттифак” оформился в результате трех мусульманских всероссийских съездов 1905-1906 гг. На съездах были приняты Программа, Устав партии, избран Центральный Комитет, в состав которого вошли: Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, С.-Г. Алкин, И. Гаспринский, Г. Баруди, М. Бигиев, Г. Буби, С. Максуди, X. Максуди, Р. Фахрутдинов и др.

Лидеры партии видели будущее развитие страны и татарской нации в постепенном осуществлении буржуазных реформ. Программа закрепляла требование установления парламентской конституционной монархии, что предполагало разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, требование коренной реформы местного самоуправления. “Иттифак” выступал за введение в России всеобщего избирательного права, осуществление всего комплекса демократических свобод. Деятельность партии положила начало национально-демократическому этапу татарского национального движения. В этот исторический период требования татарских либералов не шли дальше требования национально-культурной автономии.

Значительное место в общественно-политической истории татар сыграла и деятельность мусульманской фракции в Государственной Думе всех созывов. В I Государственной Думе мусульманская фракция, как самостоятельная, официально не была зарегистрирована. Депутаты-мусульмане по отдельным вопросам, обсуждаемым на заседаниях Думы примыкали к кадетам. Во II Думе была образована самостоятельная “мусульманская фракция” из 34 человек, которая признала программу “Иттифака” официальной программой фракции. Кроме этой фракции во II Думе 6 депутатов образовали “мусульманскую трудовую группу”, идейными руководителями которой были татарские эсеры (Ф. Туктаров, Г. Исхаки).

Новый избирательный закон от 3 июня 1907 г. практически устранил национальные партии от участия в выборах в III Думу. “Мусульманская фракция” имела теперь всего 10 депутатских мест. Следующая IV Дума еще более уменьшила представительство мусульман в законодательном органе государства - всего 7 депутатов.

В дальнейшем начинают проявляться признаки кризиса идеологии татарского либерализма. Тактика союза татарских либералов с русскими либералами уже себя исчерпала. Татарские либералы все больше тяготели к идее национальной самостоятельности. Этот процесс получает новое развитие в 1917 г. после Февральской революции. Национальные интересы все больше начинают определяли политические тенденции в общественно-политическом движении.

В 1917 г. Всероссийские мусульманские съезды в Москве и Казани были представлены в основном татарами. Главным итогом работы съездов явилась разработка основ концепции национально-культурной автономии мусульман России. 22 июля 1917 г. в Казани на совместном заседании II Всероссийского мусульманского съезда, I Всероссийского мусульманского военного съезда и Съезда мусульманского духовенства в торжественной обстановке была провозглашена национально-культурная автономия мусульман внутренней России и Сибири - татар и башкир.

Положения национально-культурной автономии через 4 месяца легли в основу концепции территориальной автономии татар и башкир. Данная концепция, вошедшая в историю под названием “Штат Идель-Урал”, была одобрена Национальным Собранием, заседавшим в декабре 1917 г. в г. Уфе, и стала апогеем татарского национального движения.

После Февральской революции 1917 г. татары вначале объединились вокруг идеи культурно-национальной автономии мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири; Национальным собранием в январе 1918 г. была даже принята Конституция, закреплявшая эту автономию. Но затем они приступили к реализации проекта территориальной автономии - Штата Идель-Урал. Однако, не была определена даже территория будущего штата, а 12 апреля 1918 г. большевики ликвидировали и зачатки органов государственности тюрко-татар, в частности, Национальное управление (предполагаемое правительство). По мнению ряда историков, “национальная автономия”, и ее продолжение - проект Штата Идель-Урал, - было ничем иным, стремление создать свою государственность. национальной политики коммунистам пришлось учитывать наличие татарской нации, обладавшей достаточно выраженной идентичностью (национальным самосознанием); 27 мая 1920 г. большевиками было декретировано создание “Автономной Татарской Социалистической Советской Республики”.20

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных Комиссаров от 27 мая 1920 г. была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика, и таким образом на весь советский период государственность татар была формально определена.

Практически с 1922 г. татарская элита стала предпринимать усилия, чтобы добиться статуса союзной республики. В той или иной форме этот вопрос обсуждался перед принятием Конституции 1937 г., в годы хрущевской “оттепели”, а в процессе разработки Конституции СССР 1977 г. были подготовлены предложения по преобразованию Татарстана в союзную республику и даже написан соответствующий проект Конституции республики. Как пишут исследователи татарского национального движения, за 1950-1970-е гг. постепенно выкристаллизовывалась та парадигма национальных требований, которая в полную силу проявилась с началом горбачевской эпохи перестройки. Основу этих требований, безусловно, составляла проблема статуса Татарстана. Но важными их компонентами являлись и вопросы развития татарского языка, культуры, формирования полноценного национального самосознания на основе написания новой истории народа.

30 августа 1990 г. Верховный Совет Республики принял Декларацию о государственном суверенитете Татарстана, подтвержденную референдумом в марте 1992 г. С апреля 1992 г. официальное название республики - Республика Татарстан.

Оценка: -1

1 Социальная сфера Республики Татарстан, 1996: Статистический сборник. - Казань, 1997, сс.203.
2 Социальная сфера Республики Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань, 1997, С.203.
3 Религиозные объединения Республики Татарстан. Справочник. Отв. ред. Набиев Р.А. Казань, 1997. - 114 С.
4 Религия и общество. Справочник. Серия: Культура, религия и общество. Выпуск III. Казань, 1998.
5 Информация предоставлена автору Советом по делам религий при КМ РТ.
6 При написании были использованы материалы из статьи З.А. Исхаковой “Языковая ориентация татарского и русского городского населения Республики Татарстан”.
7 Социальное и национальное.- С.269; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР.- М.: Госстатиздат, 1983.- Табл.54; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., Т.IV., М.: Статистика, 1973.- Табл.6; Татары в дружной семье народов. Казань, 1982, С. 48-49; Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г., Т.2. Национальный состав населения Татарской АССР.Казань, 1990, С.14-18.
8 Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. - Казань: Издательство “Татполиграф”, 1998, сс.116-117.
9 Мусина Р.Н Республика Татарстан: межэтнические отношения, этничность и государственность// Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. - Москва, 1995, с. 151.
10 Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. С. 117.
11 Там же. С. 116.
12 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.82.
13 Социальная сфера Республики Татарстан, 1996: Статистический сборник. - Казань, 1997, сс.204.
14 Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. Казань: Издательство “Татполиграф”, 1998, - сс.117.
15 Ахметзянов И.Г. Язык народа моего //Информационно-методический бюллетень Аппарата Президента РТ. - Казань, 1997, N 9; Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. - Казань: Издательство “Татполиграф”, 1998, с. 89.
16 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.103.
17 Ахметзянов И.Г. Язык народа моего //Информационно-методический бюллетень Аппарата Президента РТ. - Казань, 1997, N 9; Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. Казань: Издательство “Татполиграф”, 1998, сс.89.
18 Следует учесть и то, что в начале 1990-х гг. изданный и передач на татарском языке было сравнительно мало (прим. ред.).
19 Была использована статья Р.Г. Фахрутдинова, Р.Р. Фахрутдинова “Политическая история”//Татары и Татарстан. Справочник. - Казань: Татарское кн.изд-во, 1993 - С.32-64.
20 А было ли иго? //Родина, 1997, № 3-4. - С.85-92. Л.И. Куркчи, к.и.н., главный редактор журнала “Декоративное искусство”, президент “Фонда Гумилева”; Д.М. Исхаков, к.и.н., старший научный сотрудник Института истории АНТ; И.Л. Измайлов, к.и.н., старший научный сотрудник Института Татарской энциклопедии АНТ; В.В. Трепавлов, кандидат исторических наук, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН; М.И. Гольман, к.и.н., и.о.зав.сектором истории Монголии Института востоковедения РАН; В.П. Даркевич, д.и.н., ведущий научный сотрудник Института археологии РАН; А.А. Горский, д.и.н., ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Ведущий “круглого стола” - к.и.н. Д.И. Олейников.
Вот как разделились мнения историков в оценке эпохи Золотой Орды:
В.П. Даркевич: “Я отношу себя к сторонникам традиционной точки зрения и солидарен с большинством крупных историков: роль монгольского нашествия в истории русского народа полностью отрицательная”.
Д.М. Исхаков: “Оценки национальных историков невольно будут различаться. Для национальной татарской истории монгольское завоевание - явление, безусловно, положительное”.
И.Л. Измайлов: “Рассматривать историю образования Улуса Джучи по шкале “положительное - отрицательное” достаточно нелепо. Продуктивнее для изучения проблемы говорить об образовании империи, - возникновении имперского пространства”.
М.И. Гольман: “Я, наверное, принадлежу к консерваторам, поскольку считаю, что монгольское завоевание имело для Руси в значительно большей степени отрицательное, чем положительное значение”.
В.В. Трепавлов: “По отношению собственно к Руси оценки завоевания могут быть одни, к другим народам России - другие. В целом же, я считаю, его влияние на историю России в равной мере и отрицательное, и положительное”.
А.И. Куркчи: “Роль монгольского завоевания в истории России в равной мере отрицательная и положительная, хотя точную суммарную оценку выставить трудно. Я бы заменил понятие “роль” на понятие “разрыв экспоненты (идеального графика) развития”.
А.А. Горский: “Конкретное событие, например поход Батыя, имел отрицательное последствие для русских земель. Но в общем ненаучно ставить вопрос о положительном или отрицательном влиянии монгольского нашествия на многовековое развитие русской государственности; можно говорить о том, насколько оно значительно. История Золотой Орды - это часть истории России”.
21 Исхаков Д.М. Современный национализм татар //Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее. Казань, 1997, с. 31-58.


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru