• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Публикации Р.Ф.Абдрахманова на сайте
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Сотрудники / Абдрахманов Рафик Файзиевич / Публикации Р.Ф.Абдрахманова на сайте / Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Категория 4. Экономика и социальная сфера на домашнюю страницу
Республика Татарстан. Модель этнологического мониторинга. Категория 4. Экономика и социальная сфера
 
 
 

Авторы:
  • Рафик Абдрахманов, Эльмира Маврина
М., 1999. 150 с.

Республика Татарстан.
Модель этнологического мониторинга.

Категория 4
Экономика и социальная сфера

Индикатор 18. Производство и динамика цен

Таблица 12. Основные показатели экономического производства в Татарстане

  1992 1993 1994 1995 1996
валовый региональный продукт, млрд. руб., в т.ч. 476,9 3575,4 12136,3 37829,5 58442,8
производство товаров 358,8 2520,0 7692,1 22250,7 29800,1
производство услуг 96,9 921,0 3810,7 12428,5 22231,2
ВРП в % к прошлому году 91,1 86,9 89,5 99,5 100,4

В течение 1992-96 гг. в Республике Татарстан среднегодовые темпы снижения объемов промышленного производства составили 9,5%. Неконкурентноспособность отечественных товаров и возрастающая себестоимость продукции ускорили вытеснение собственного производителя с внутреннего рынка. Если в 1991 г. в РТ удельный вес импортных товаров в совокупных ресурсах розничного товарооборота составлял около 15%, то в 1996 г. - более 60%.1

Одной из характерных черт развития рыночной инфраструктуры является рост числа совместных предприятий. В 1996 г. в республике их действовало 139 с участием иностранного капитала. По сравнению с 1990 г. число совместных предприятий возросло в 1,5 раза. Более половины из них занимается производственной деятельностью.

В результате институциональных преобразований в республике создана двухуровневая банковская система во главе с Национальным банком РТ. В эту систему входят и более 30 коммерческих банков. По количеству коммерческих банков Татарстан - в первой десятке среди 89 регионов России. Но есть отставания по размерам капиталов и объемам ресурсов. Татарстан проводит активную внешнеэкономическую деятельность. Он устойчиво имеет положительное сальдо во внешней торговле. В настоящее время фирмы почти 50 государств являются торговыми партнерами республиканских предприятий и организаций.

Спад промышленного производства был остановлен в середине 1995 г., а затем сменился определенным ростом. Так, по итогам работы промышленности за январь-июль 1997 г. достигнут рост в размере 3% против соответствующего периода 1996 г. Достигнутый прирост связан в первую очередь с увеличением производства в химической и нефтехимической отрасли (рост - 9,1%), и что особенно важно, за счет увеличения производства в машиностроении (за первые 6 месяцев 1997 г. рост - на 14% по сравнению с соответствующим периодом 1996 г.).

Более 2/3 всей прибыли приходится на предприятия промышленности, 3% - на строительные организации, 21% - на транспортные организации.

Среди городов республики, сосредоточены промышленные предприятия, наиболее экономически устойчивым является г. Набережные Челны.

Несмотря на высокий объем промышленного производства одной из острейших проблем остается положение на предприятиях оборонной промышленности. Отрицательно сказывается на положении предприятий ВПК необходимость содержания мобилизационных мощностей при практическом отсутствии финансирования. Предприятия вынуждены расходовать на эти цели собственные средства. Это усугубляет и без того тяжелое финансовое положение, приводит к удорожанию и неконкурентоспособности продукции.2

В 1997 г. рост объемов производства достигнут не только на предприятиях топливно-энергетического и нефтехимического комплексов, как это было в 995-1996 гг., но и в машиностроении. Постепенно улучшается положение на КамАЗе. Началась сборка легковых автомобилей на Елабужском автомобильном заводе.

К январю 1998 г. наметились положительные тенденции: индекс физического объема промышленной продукции составил 100,6%. Объем подрядных работ, выполненный организациями всех форм собственности составил 109,3% Производство(реализация) скота и птицы(в живой массе) увеличилась на 0,8%, молока - на 6%. Розничный товарооборот, включая общественное питание составил 100,4%. Заработная плата, рассчитанная с учетом ИПЦ, в декабре 1997 г. в сравнении с ноябрем увеличилась на 167,3%.

Отрицательные тенденции: производство потребительских товаров снизилось на 1,3%, ввод в действие жилых домов снизился на 25,6%, коммерческие перевозки грузов предприятиями транспорта составили 99,3%. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 9,9%, бюджетная задолженность по оплате труда на 1 февраля 1998 г. увеличилась в 2,1 раза. Индекс потребительских цен составил 101,7%. Контрольная стоимость необходимого социального набора по сравнению с декабрем 1997 г. увеличилась на 3,2%.3

Таблица 13. Индексы физического объема продукции по отраслям промышленности (в %)4

1990=100 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1996 в % к 1995
вся промышленность 98 86 78 60 61 63 103
электро-энергетика 99,5 90 91 74 74 82 99
топливная 95 87 76 70 75 73 100
черная металлургия 102 87 45 19 19 19 110
цветная металлургия 103 96 36 32 34 - -
машиностроение и металлообработка 104 89 64 50 45 39 89
химическая и нефтехимическая 96 79 66 50 51 55 109
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 99,8 92 115 85 72 66 91
строительные материалы 97 91 101 74 67 72 107
легкая 107 95 86 56 42 35 84
пищевая 90 82 85 80 67 60 92

В 1999 г. в промышленности индекс физического объема произведенной продукции в августе составил 116,4% к уровню августа 1998 г., в январе-августе 1999 г. - 107,6% к уровню января - августа 1998 г.

Общая площадь жилых домов, введенных предприятиями и организациями всех форм собственности и населением, составила в тот же период 306,3 тыс. кв. м., что на 12,9%.

В сельском хозяйстве республики производство(реализация) скота, птицы, молока по сравнению с январем-августом 1998 г. сократилась соответственно на 13% и 10%, производство яиц возросло на 6%.

По предварительным данным результат деятельности предприятий всех отраслей экономики РТ, кроме сельского хозяйства, в январе-июле 1999 г. сформировался положительно, т.е. была получена прибыль (в сумме 7382,7 млн. руб.).5

Несмотря на трудности финансирования продолжается строительства крупных объектов. Среди них - мост через реку Кама, реконструкция Казанского аэропорта, АО “Нижнекамскнефтехим”. Начато строительство метрополитена в Казани.

В первом полугодии 1998 г., по сравнению с первым полугодием 1997 г., увеличилось производство в химической и нефтехимической, лесной и деревообрабатывающей, пищевой отраслях. Однако и росли цены на потребительские товары, особенно на продовольственные. Стоимость набора продуктов в середине 1998 г. составила 208,12 руб.6

За предшествующие годы сократился инвестиционный потенциал экономики. Только в 1996 г. совокупный объем инвестиций снизился по сравнению с предыдущим периодом на 14%.7

Большая часть государственных инвестиций направляется в приоритетные отрасли, в первую очередь в нефтедобычу и нефтехимию. Другие отрасли финансируются крайне слабо. В 1996 г. прямые и косвенные инвестиции из бюджета в машиностроение составили лишь 20% от запланированного, в легкую - 7%, в нефтехимию и топливную промышленность - 96%. Приоритетное развитие нефтедобычи и нефтехимии “оттягивает" ресурсы прежде всего из отраслей машиностроения. В погоне за “живыми” деньгами усиливаются диспропорции и однобокость экономики. Между тем будущее республики в значительной степени связано с машиностроением. Это тем более очевидно, если учесть, что ресурсы углеводородного сырья (нефть) в республике ограничены (расчетных запасов хватит примерно на 50 лет).

По данным Государственного комитета Республики Татарстан по статистике, в 1997 г. в экономику республики было вложено 697,9 млн. долл. США иностранного капитала. Прямые инвестиции (взносы в уставный фонд, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий) составили 17,1 млн. долл., или 2,5%. Прочие инвестиции (в виде кредитов) составили 680,8 млн. долл., или 97,5%. В сравнении с 1996 г. приток инвестиций из-за рубежа значительно увеличился (в 7,6 раза) в основном за счет кредитов, полученных от непрямых инвесторов.

Иностранные инвестиции в 1997 г. преимущественно направлялись в промышленность - 687,8 млн. долл. США (98,6% от общего объема), из которых 678,7 млн. долл. (98,7%) - в топливную промышленность, 8,6 млн. долл. - в машиностроение и металлообработку, 0,5 млн. долл. - в медицинскую отрасль. В торговлю и общественное питание было направлено 10 млн. долл. (1,4%). Еще меньшие объемы приходились на связь - 0,2 млн. долл. США.

В 1997 г. иностранные инвестиции в Татарстан поступали из Германии (385,0 млн. долл.), Великобритании (241,9 млн. долл.), США (70,1 млн. долл.), Финляндии и других стран.

Помимо поступлений в иностранной валюте в республику направлялись и рублевые иностранные инвестиции. В 1997 г. они составили 25,7 млрд. руб. против 5,9 млрд. руб. в 1996 г., (увеличились в 4,4 раза). Необходимо отметить, что все это были прямые взносы в уставный фонд предприятий.

Таблица 14. Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики ( в процентах к итогу)8

  1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996
инвестиции в основной капитал, в т.ч. 100 100 100 100 100 100 100 100
промышленность 42,5 39,1 39,4 41,8 40,4 43,6 40,4  
сельское хозяйство 10,1 18,2 20,0 16,2 12,9 9,6 8,4 7,7
лесное хозяйство 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2
строительство 1,3 3,9 5,9 3,9 3,9 4,5 4,9 3,0
транспорт и связь 3,1 4,0 4,4 4,7 6,3 6,7 7,6 8,5
торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт 0,9 1,7 1,1 0,8 0,9 0,4 1,1 0,7
заготовки 0,4 0,1 0,2 0,5 0,3 0,3 0,2 -
жилищное строительство 15,4 15,2 17,4 19,5 21,3 22,6 21,3 25,1
прочие отрасли 14,9 17,6 11,6 12,5 13,8 12,2 12,7 14,4

По состоянию на 1 июля 1999 г. в РТ накоплено зарубежных инвестиций на сумму 1143,1 млн. долл. США. В 1 полугодии 1999 г. из-за рубежа поступило прямых инвестиций на 1011 тыс. долл. и прочих инвестиций на 2415 тыс. долл. В Татарстан инвестиции поступили из США (58,4% от общей суммы), Германии (22,1%), Швеции (14,5%). Полученные средства преимущественно были направлены в нефтеперерабатывающую промышленность (2000 тыс. долл.) и телекоммуникационные предприятия связи (1011 тыс. долл.).9

Широкое распространение получил малый бизнес. За 1991-1996 гг. число малых предприятий возросло в 10 раз. В республике насчитывается около 18 тыс. малых предприятий, на их долю приходится около 14% валового дохода, при участи 10% трудоспособного населения.10 Особенно активно развивается малый бизнес в Нижнекамске и Набережных Челнах, где за его счет формируется до 25-30% доходов бюджетов, а также в Казани.

Агропромышленный комплекс Татарстана производит пятую часть валового общественного продукта, в этих отраслях сосредоточено 14% основных производственных фондов. Темпы роста в сельскохозяйственном производстве республики в 1992-96 гг. составили около 0,5%, что вообще не характерно для других регионов РФ, испытывающих глубокий кризис сельского хозяйства.11

Отмечается рост производства зерна в республике. В 1991 г. было собрано 2545,2 тыс. т зерна, в 1992 г. - 4066,2 тыс. т, в 1993 г. - 4005,6 тыс. т, в 1994 г. - 4222,5 тыс. т, в 1996 г. - 2939,0 тыс. т зерна.12

Вместе с тем идет сокращение посевных площадей. В 1990 г. они составляли 3402,4 тыс. га, а в 1998 г. общая посевная площадь в хозяйствах всех категорий составила 3132,2 тыс. га (на 131 тыс. га меньше, чем в 1997 г.).13 Особенно значительно сократились посевы проса, гречихи, гороха. В 1998 г. площадь, занятая зерновыми культурами уменьшилась на 1,5%, площадь под картофелем, овощных культурами сократилась на 0,9 тыс. га. С 1987 г. наблюдается и сокращение поголовья скота. (Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. - Казань.: Карпол, 1997, с.248.)

В республике действуют концепция и программа экономических реформ в аграрном секторе на 1996-2000 годы. В них речь идет о всемерном увеличении товарности сельхозпроизводства и повышении качества и конкурентоспособности продукции.

Таблица 15. Поголовье скота на 1 января в хозяйствах всех категорий14

годы крупный рогатый скот в т.ч. коровы свиньи овцы и козы
1987 1697,7 583,3, 1147,2 1632,6
1988 1668,1 572,3 1068,3 1585,9
1989 1641,1 567,7 1119,5 1526,9
1990 1614,7 564,2 1103,9 1512,8
1991 1573,2 568,6 1042,3 1428,9
1992 1570,7 578,8 1032,0 1384,4
1993 1600,5 595,5 1038,6 1382,8
1994 1603,6 605,9 986,5 1322,0
1995 1537,2 602,2 871,8 1126,1
1996 1471,6 595,4 823,5 921,4
1997 1354,3 566,3 750,3 784,5

Таблица 16. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан (млн. долларов США)15

  1992 1993 1994 1995 1996
внешнеторговый оборот, в т.ч.: 1038,8 1120,2 2010,6 2552,4 2359,7
зарубежные страны (без СНГ) 1038,8 1120,2 1200,1 1731,8 1585,8
страны СНГ ... ... 810,5 5820,6 773,9
экспорт (без СНГ), в т.ч.: 828,0 932,8 1295,7 1817,7 1761,8
в зарубежные страны (без СНГ) 828,0 932,8 849,4 1215,6 1226,0
страны СНГ ... ... 446,3 602,1 535,8
импорт товаров, в т.ч. 210,8 187,4 714,9 734,7 597,9
из зарубежных стран (без СНГ) 210,8 187,4 350,7 516,2 359,8
из стран СНГ ... ... 364,2 218,5 238,1
сальдо торгового баланса, в т.ч.: 617,2 745,4 580,8 1083,0 1163,9
по зарубежным странам (без стран СНГ) 617,2 745,4 498,7 699,4 866,2
по странам СНГ ... ... 82,1 383,6 297,7

По данным Татарского таможенного управления и Государственного комитета РТ по статистике, внешнеторговый оборот Республики Татарстан с зарубежными странами в 1997 г. составил 2297,2 млн. долл. Дополнительно объем услуг во внешнеэкономической деятельности составил 31,7 млн. долл. (страны дальнего зарубежья) и 26,9 млрд. рублей (страны СНГ).

По сравнению с 1996 г., объем внешнеторгового оборота снизился на 2,6% за счет падения объемов торговли со странами СНГ (на 39,1%). В то же время в 1997 г. внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья вырос, на 15,1%. В результате, общий объем оборота распределился следующим образом: государства дальнего зарубежья - 1 млрд. 825,7 млн. долл., страны СНГ - 471,5 млн. долл. Таким образом, доля стран ближнего зарубежья в общем объеме внешнеторгового оборота снизилась с 32,8% в 1996 г. до 20,5% в 1997 г.

Ориентация участников внешнеэкономической деятельности на страны дальнего зарубежья вызвана, более четким исполнением финансовых обязательств по контрактам, а также сложностью таможенных процедур России и стран СНГ.

Увеличение в 1997 г. доли импортных операций со странами дальнего зарубежья объясняется существенным ростом (в 1,4 раза), по сравнению с 1996 г., доли высокотехнологичной продукции машино- и приборостроения в общем объеме республиканского импорта.

В 1997 г. наибольший объем торговли был с Германией - 493,5 млн. долл., Украина (300,2 млн. долл.), Польша (149,8 млн. долл.), Финляндия (125,4 млн. долл.), Литва (105,5 млн. долл.).

Внешнеторговый оборот РТ в 1 полугодии 1999 г. составил 689,5 млн. долл., снизился по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. на 28,2%. В его структуре на долю экспорта приходилось 78,5% (снижение на 19,4%), импорта - 21,5% (снижение на 48,8%). В объеме внешнеторгового оборота удельный вес стран вне СНГ возрос с 79,3% до 87,6%, стран, входящих в СНГ - снизился с 20,7% до 12,4%.16

В 1997-99 гг. наибольшую долю экспорта (58,8% в 1997 г. до 60% в 1 полугодии 1999 г.) составляют нефть и нефтепродукты. Значительная часть экспорта традиционно составляет нефтехимическая и химическая отрасли, авиа- и автомобилестроение, машино- и приборостроение (в 1 полугодии 1998 г. - 5,3% , в 1 полугодии 1999 г. - 15%).17

В структуре импорта РТ превалирует продукция машиностроения (станки, оборудование, автомобили и т.п.) - 61,4% от общего объема. Традиционно импортируемыми товарами являются также черные металлы и трубы, а также медикаменты, алкогольные и безалкогольные напитки, зерновые культуры, масло подсолнечное, сахар, мясо и мясопродукты. Наиболее существенным изменением в структуре импорта 1997 г. стал рост в 7,3 раза закупок легковых автомобилей, доля которых в общем объеме импорта увеличилась до 8,3%.

Одной из характерных черт развития рыночной инфраструктуры является рост числа совместных предприятий. В 1996 г. в республике их действовало 139 с участием иностранного капитала. Более половины из них занимается производственной деятельностью. Партнерами при создании совместных и иностранных предприятий являются фирмы более 40 стран мира, в частности, США, Германии, Австрии, Великобритании, Канады, Турции.

В 1997 г. около 85,3% от объема произведенных совместными и иностранными предприятиями продукции, работ, услуг было произведено в промышленном секторе. Товарооборот на внутреннем рынке совместных и иностранных предприятий в 1997 г. достигал 545,2 млрд. руб., при этом на оптовый товарооборот пришлось 401,4 млрд. руб., затем следует розничный - 128,1 млрд. руб. и товарооборот общественного питания - 15,7 млрд. руб. Численность, работников совместных и иностранных предприятий в том же году составила 8,7 тыс. чел.18

Оценка: +1

Индикатор 19. Уровень и расхождение доходов

Переход к рынку обострил социальные проблемы в Татарстане, хотя политика “мягкого” вхождения в рынок, которая проводилась в республике в 1992-1993 гг., была направлена на поддержку населения. Тогда, в частности, регулировались цены на основные продукты питания и товары первой необходимости. С 1994 г. эта политика сменилась реализацией программы адресной защиты населения, направленной не поддержку малообеспеченных и социально незащищенных его слоев.

С этой же целью был принят закон, по которому минимальная заработная плата должна соответствовать прожиточному минимуму. В соответствии с этим с 1 мая 1997 г. минимальная зарплата в Татарстане определена в размере 350 тыс. руб., т.е. в четыре раза выше, чем в среднем по России. Сумма выплат на одного получателя по республике в том же году выросла. Принятые меры позволили сократить долю населения, чьи доходы соответствовали уровню бедности.19

В Татарстане 0,25% населения составляют богатые, 4,5% - состоятельные, 21,2% - обеспеченные, 67,1% - бедные, 7% - нищие.20

Стоимость месячного набора из 25 основных продуктов питания стабильно является одной из самых низких в России. Одним из показателей уровня жизни, принятых в российской статистике, является отношение средней зарплаты и выплат социального характера в процентах к прожиточному минимуму. По данным Госкомстата России, в апреле 1997 г. этот показатель был равен в Республике Татарстан 279%, в то время как в Российской Федерации в целом - 201%, а в соседних Самарской области - 261%, Ульяновской области - 210%.

В целом по республике среднедушевой денежный доход в 1994 г. составил 152,7 тыс. руб., в 1995 г. - 393,7 тыс. руб. Среднедушевой прожиточный минимум составил в 1994 г. 63,5 тыс. руб., в 1995 г. - 195,2 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата в 1994 г. была 181,4 тыс. руб., в 1995 г. - 428,4 тыс. руб., 719,3 тыс. руб. в 1996 г.21 В 1996 г. денежные доходы населения снизились против 1991 г. более, чем в 2 раза.22 В 1996 г. 7% населения имело среднедушевой доход от 100 до 400 тыс. руб., основная же часть населения существовала с доходом от 600 до 800 тыс. руб. в месяц. В 1994 г. 15,4% населения республики имело доход ниже прожиточного минимума, в 1995 г. - 22,1%. Из общей численности бедного населения в крайней бедности находился 36,1% населения, 11,3% - в постоянной бедности.23

Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях республики в апреле 1997 г. составила 796,6 тыс. руб. Она увеличилась по сравнению с апрелем 1996 г. в 1,2 раза, а с мартом 1997 г. - на 1,8%; потребительские цены на товары и услуги возросли по сравнению с апрелем 1996 г. в 1,2 раза, а с мартом 1997 г. - на 0,9%. Самыми низкооплачиваемыми при этом оставались работники сельского хозяйства.24

В 1996 г. население израсходовало на покупку товаров и услуг 15521180 млн. руб. (62,1%), уплату налогов и взносов - 1604411 млн. руб. (6,4%), накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах - 1158268 млн. руб. (4,6%), покупку валюты - 1361980 млн. руб.(5,4%), другие расходы - 12724 млн. руб.(0,1%). 5352737 млн. руб.(21,4%) составил прирост денег на руках у населения.

Доля оплаты тарифов населением в 1997 г. составило около 80-94% от их реальной стоимости. В прожиточном минимуме - это около 15% и 7-9% в среднедушевом доходе.25

Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях республики в декабре 1997 г. составила 1112,4 тыс. руб. Она увеличилась по сравнению с декабрем 1996 г. в 1,2 раза, а с ноябрем 1997 г. - на 19,6%; потребительские цены на товары и услуги по сравнению с декабрем 1996 г. возросли в 1,2 раза, а с ноябрем 1997 г. - на 2,8%. Самыми низкооплачиваемыми остаются работники сельского хозяйства (особенно Агрызского, Алькеевского, Дрожжановского, Кайбицкого, Пестречинского, Рыбно-Слободского, Черемшанского районов), лесного хозяйства, образования, культуры и искусства.

Заработная плата в Республике Башкортостан составила 1117,3 тыс. руб., Марий Эл - 693,9 тыс., Чувашской Республике - 754,7тыс., Удмуртской Республике - 962,7 тыс., Ульяновской области - 823,6 тыс., Самарской области - 1342,0 тыс., в Нижегородской области - 919,7 тыс. руб.26

В декабре 1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 26,8% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,5%.

Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях республики в июле 1999 г. составила 1288,4 тыс. руб. Она увеличилась по сравнению с июлем 1998 г. на 34%, потребительские цены на товары и услуги по сравнению с июлем 1998 г. возросли в 2,2 раза.

Величина прожиточного минимума (ВПМ) на члена типовой семьи в январе 1998 г. составила 355 руб., в августе 1999 г. ВПМ составила 683 руб. В соседних регионах ВПМ на душу населения составила: в Самарской области - 830 руб., Чувашии - 795, в Марий Эл - 779, Нижегородской области - 755,31, Республике Башкортостан - 751. На снижение стоимости ВПМ оказало влияние сезонное удешевление продовольственных наборов. Наибольшие расходы на приобретение наборов непродовольственных товаров и платных услуг сделали потребительскую корзину самой дорогой в Казани - 684 руб., наименьшие затраты на питание и платные услуги обусловили минимальную стоимость ПМ в Зеленодольске - 660 руб.

Оценка: -1

Индикатор 20. Занятость и безработица

В 1995 г. экономически активное население республики составляло 1810,0 тыс. чел., из них мужчины - 899,8 тыс. чел., женщины - 910,2 тыс. чел. Из общей численности экономически активного населения заняты всего 1686,7 тыс. чел. (93,2%), из них мужчины - 826,5 тыс. чел., женщины - 860,2 тыс. чел. Всего безработных - 123,2 тыс. человек (мужчин - 73,3 тыс. чел., женщин - 50,0 тыс. чел.). В том числе имеют официальный статус в службе занятости всего 26,0 тыс. чел. (мужчин - 5,2 тыс. чел., женщин - 20,8 тыс. чел.). Из них пособие по безработице получает 24,3 тыс. чел. (мужчин - 5,1 тыс. чел., женщин - 19,2 тыс. чел.).27

Из всего населения, занятого в экономике, на 1996 г. было занято в промышленности и строительстве 39%, в сельском и лесном хозяйстве - 14%, транспорте и связи - 7%, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовке - 8%, в здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении, народном образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании - 21%, в аппарате управления, кредитовании и государственном страховании - 3%, в других отраслях - 8%.28

В 1996 г. численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости составила 36518 чел., в том числе молодежи в возрасте от 16 до 30 лет - 12902, женщин из числа безработных - 27464 чел. Уровень официальной безработицы составил в 1996 г. 6,8%. Уровень зарегистрированной безработицы - 1,4%.

В 1996 г. среднее время поиска работы составило 8,5 месяцев. Из всех безработных на март 1996 г. до 2-х месяцев работу искало 14,4%, от 2-6 месяцев 31,3%, от 6-12 месяцев - 17,5%, более года - 36,2%.29

В 1996 г. обратилось по вопросу трудоустройства в Госкомитет РТ по труду и занятости 141182 чел., из них трудоустроено 96413 чел. (68,2%). В числе обратившихся незанятые трудовой деятельностью - 68805 чел., из них трудоустроено 25015 чел. (36,3%).30

По районам республики сложившийся уровень безработицы нередко превышает среднереспубликанский. Так, сравнительно высока безработица в гг. Чистополь (4,9% зарегистрированных безработных), Набережные Челны (4,4%), Зеленодольск (3,8%), Елабуга (3,7%), Лениногорск и Азнакаево (по 3,6%), Альметьевск (2,4%), районах - Менделеевский (2,8%), Верхнеуслонский (2,7%), Агрызский (2,2%). Наибольший уровень безработицы зарегистрирован в рабочем поселке Камские Поляны (более 8%).31

Ситуация на рынке труда осложняется крайне тяжелой обстановкой с финансированием мероприятий по социальной защите от безработицы. Например, по состоянию на середину 1997 г. задолженность по выплате пособий безработным составляла 30 млрд. неденоминированных рублей. Это результат хронических неплатежей предприятиями страховых взносов в Государственный фонд занятости.

Таблица 17. Состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в Татарстане в 1996 г.32

  всего из них доля женщин
всего, чел. 36518 27464
уволившиеся по собственному желанию 15769 11331
уволенные за нарушение трудовой дисциплины 348 87
высвобожденные работники 10466 8348
уволенные с военной службы 115 5
лица, освобожденные из мест лишения 211 19
выпускники общ. школ 959 805
выпускники ВУЗов 407 326
выпускники ССУ заведений 985 819
выпускники ПТУ заведений 1497 1306

Из всего населения, занятого в экономике, на 1996 г. 39% занято в промышленности и строительстве, в сельском и лесном хозяйстве - 14%, транспорте и связи - 7%, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовке - 8%, в здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении, народном образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании - 21%, в аппарате управления, кредитовании и государственном страховании - 3%, в других отраслях - 8%. (Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.22.)

На 1 января 1998 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 44,0 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 39,7 тыс. чел. имели статус безработного, из них 34,4 тыс. (86,8%) назначено пособие. На 1 января 1998 г. нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 7,4 чел. и уменьшилась по сравнению с декабрем 1996 г. на 28%, а с ноябрем 1997 г. - на 11%.33

Численность экономически активного населения в июле 1999 г. составила 1780,5 тыс. чел., или 47,1% от общей численности населения республики. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 37,2 тыс. чел., или 2,089% экономически активного населения.34

Оценка: -1

Индикатор 21. Разделение труда

В советский период в условиях доминирования отраслевых и игнорирования территориальных интересов экономика республики получила однобокое развитие. Сегодня внутриреспубликанские экономические связи по-прежнему слабы, что ставит хозяйство Татарстана в сильную зависимость от экономической обстановки в других регионах.

Интенсивные межрегиональные связи начали развиваться в период 1946-1965 гг., что связано с бурным развитием нефтедобычи в юго-восточных районах Татарии, где складывалась сеть новых городских поселений, возникло производство нефтяного оборудования, получила развитие пищевая промышленность. На базе попутного газа возникла газопереработка (пгт Нижняя Мактама), а к середине 1960-х гг. - нефтехимия (Нижнекамск, Казань). В течение двадцати послевоенных лет сформировался Альметьевско-Бугульминский промышленный узел. Экономика юго-востока Татарстана приобрела специализацию: нефтедобыча и производство нефтяного оборудования.

В тот же период продолжались концентрация машиностроения в Казани. Дальнейшее развитие получило приборостроение, возникло производство компрессорного оборудования, медикоинструментальная промышленность, производство вычислительной техники. На востоке Татарстана сооружается крупнейшая в Поволжье Заинская ГРЭС (2,4 млн. кВт).

Период после 1965 г. и по настоящее время характеризуется развитием Нижнекамского территориально-производственного комплекса на северо-востоке РТ (автомобилестроение, нефтехимия, электроэнергетика), значительным сокращением добычи нефти и первым за всю историю существенным снижением удельного веса Казанско-Зеленодольского узла в промышленном производстве республики. В этот же период в Казани появляется органическая химия и продолжается развитие ведущих отраслей машиностроения. Вместе с тем наиболее старые отрасли промышленности (легкая, пищевая) приходят в упадок.

На нынешнем этапе сложная ситуация складывается в юго-восточных районах республики из-за быстрого снижения объема добычи нефти (со 103 млн. т в 1975 г. до 26 млн. т в 1996 г). Перепрофилирование экономики Юго-Востока было начато с опозданием, и поэтому новые производства не в состоянии компенсировать сокращение нефтедобычи. Избежать резкого сокращения занятости в городах этой части Татарии позволила частичная переориентация объединения “Татнефть” на добычу западносибирской нефти с использованием вахтового способа.35

Ныне около 95% промышленного потенциала республики сосредоточено в Казанско-Зеленодольском промышленном узле, Нижнекамском ТПК и Альметьевско-Бугульминском промышленном узле. Сельскохозяйственное производство также постепенно концентрируется в промышленно развитых ареалах, аграрные районы Предволжья, Предкамья и Закамья становятся все более депрессивными и население в них быстро сокращается.

Прямых сведений об этнопрофессиональных особенностях населения Татарстана нет. В начале 1990-х гг. был проведен опрос научных сотрудников в 10 научных подразделениях в 4-х городах: Казань, Набережные Челны, Елабуга и Бугульма. Было опрошено 685 кандидатов и 156 докторов наук, а также 147 научных работников без ученой степени (соответственно 69,3%, 15,8% , !4,9% к общему числу). По национальному признаку респонденты распределились следующим образом: русских - 52,2%, татар - 38,5%, евреев - 3,5%, народов Поволжья - 2,4%, других - 3,5%. По специальности респонденты были сгруппированы так:28,1% представляют естественные, 23,5% - технические, 15,2% - физико-математические науки, общественные и гуманитарные - соответственно 19,9% и 14,0% опрошенных. Программа опроса была подготовлены научно-творческой интеллигенцией под руководством Я.З. Гарипова и Д.М. Исхакова.36

Заслуживает внимания представительство национальных групп научных сотрудников в отдельных отраслях науки. Полученные в результате опроса данные представлены в таблице.

Таблица 18. Распределение национальных групп научных сотрудников по отдельным отраслям науки, %

отрасли науки в целом национальные группы
русские татары народы Поволжья, кроме татар евреи др.
естественные науки 28,1 26,7 27,7 33,3 42,4 30,3
технические науки 23,5 29,1 17,0 20,8 18,2 21, 2
физико-математические науки 15,2 15,0 14,9 16,7 21,2 15,2
общественные науки 19,9 19,0 21,3 !6,7 15, 2 9,1
гуманитарные науки 14,0 10,2 19,1 12,5 3,0 24,2

В основном представительство национальных групп в отдельных отраслях науки близко к средним по всей опрошенной совокупности. Но в некоторых имеются и различия. Так, в сфере технических наук доля русских составляет 29,1% (максимальный показатель), а татар - 17,0% (минимальная цифра). Существенная разница характерна и для сферы гуманитарных наук, где представительство татар и “других” значительно превосходит остальные национальные группы. В отрасли “естественные науки” заметно выделяются евреи. В то же время в сфере физико-математических наук особых отклонений от средних по всей выборке не замечается. В целом технические и гуманитарные науки по отношению к двум основным национальностям - татарам и русским, занимают как бы два противоположных полюса. Сравнительно высокая доля татар в области гуманитарно-общественных дисциплин, как считают Я.З. Гарипов и Д.М. Исхаков, объясняется тем, что в Татарстане - “эпицентре” татарской нации - сосредоточены основные кадры, занимающиеся национальной историей, языком, этнографией.37 Меньшее представительство татар в сфере технических наук было объяснено действием ряда социальных факторов (меньшей урбанизированностью татар, языковым барьером и т.д.)

Оценка: 0

Индикатор 22. Социально-профессиональная мобильность

При исследование мобильности городского населения Татарстана доля татар, не ответивших или затрудняющихся с ответом на вопрос об удовлетворенности работой, оказывается ниже аналогичной доли среди русских. Эта разница, незначительная среди рабочих различных квалификационных уровней, достигла существенных величин в группах руководителей высшего звена (к которым были отнесены должности, требующие высшего образования: директора предприятий, школ и т. п.) и руководителей среднего звена (должности, не требующие высшего образования: бригадиры, мастера и т. п.). По группе руководителей высшего звена у русских доля не ответивших составила 21%, у татар - всего 8%, по группе руководителей среднего звена соответственно 29% и 9%. Таким образом, татары более четко определяют свое отношение к работе. Среди них, как известно, много выходцев из села и потому им приходится прикладывать больше усилий для того, чтобы закрепиться и продвинуться в социальной структуре города, так что их скромные достижения часто соответствуют личным ожиданиям.

Доли удовлетворенных своей работой у татар и русских почти совпадают по социально-профессиональным группам квалифицированных рабочих, относительно близки в группах специалистов средней квалификации и рядовых служащих. И среди русских, и среди татар имеются две социально-профессиональные группы, в которых процент удовлетворенных работой существенно ниже аналогичного показателя у представителей сравниваемой национальности. У татар такими группами оказались группы руководителей, у русских - группы специалистов высшей квалификации.

При исследовании причин, вызывающих недовольство своей работой, выяснилось следующее. В социально-профессиональной группе руководителей, татары в 2,4 раза чаще русских указывали на свою неудовлетворенность содержанием труда (31% татар и 12% русских). Причем 9% татар этой группы в качестве причины назвали ограничения возможностей дальнейшего повышения в должности (опрошенные русские не упомянули об этой причине вообще). В качестве повода для недовольства работой татары в 2,5 раза чаще русских (29% у первых и 10% у вторых) обозначали свои негативные отношения с вышестоящим руководителем.

В группе руководителей среднего звена половина опрошенных татар отметила плохие условия труда. Среди русских на это указало менее трети (22%). К тому же татары в 2,2 раза чаще русских (46% у первых и 21% у вторых) выражали недовольство качеством организации труда. Это объясняется тем, что татары-руководители среднего звена (т. е. бригадиры, мастера и т. п.) нередко заняты на наиболее тяжелых участках, где труд наименее механизирован и хуже организован.

Противоположная картина наблюдается в группах специалистов высшей квалификации и неквалифицированных работников, где более низкий уровень удовлетворенности характерен для русских. По-видимому, для многих татар - выходцев из села - принадлежность к низкостатусной группе является способом закрепиться в городе. Этот вывод подтверждается менее требовательным отношением татар к величине заработной платы.

Оценка: -1

Индикатор 23. Участие в приватизации, купле-продаже земли

В начале 1991 г. была разработана и принята Верховным Советом республиканская программа перехода к рынку. В связи с тем, что ее основные положения исчерпаны, летом 1996 г. Госсоветом принята программа социально-экономического прогресса Республики Татарстан. Госсовет Татарстана также утвердил Государственную программу приватизации на период до 2000 г.

В результате проведенной приватизации республика перешла от моноукладной к многоукладной экономике, при этом значительно снизился удельный вес госсобственности при росте частной и смешанной форм. Если в 1991 г. на долю госсобственности приходилось 83% объема промышленной продукции, то в 1996 г. - 21%.

Правовые основы, условия и порядок разгосударствления и приватизации государственной и коммунальной собственности в республике Татарстан установлены Законом “О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)”.

Таблица 19. Основные показатели приватизируемых предприятий38

  1994 1995 1996
число предприятий, подавших заявку на приватизацию - всего, 257 376 224
в т.ч. по формам собственности: муниципальная 25 172 137
собственность Республики Татарстан 232 204 87
стоимость имущества - всего, млн. руб. 885714,6 473085,9 236919,7
в т.ч. по формам собственности: муниципальная 10290,7 102622,8 77415,6
собственность РТ 875423,9 370463,1 159504,1
остаточная стоимость основных средств - всего, млн. руб. 214536,8 168908,9 109860,8
в т.ч. по формам собственности муниципальная 3103,1 51783,8 47245,2
собственность РТ 211433,7 117125,1 62615,6
списочная численность работников (на дату подачи заявки на приватизацию), тыс. чел. 217,2 239,0 28,1
за год, предшествующий приватизации, млн. руб. объем продукции (работ, услуг) 638287,1 655351,2 291945,2
прибыль 131007,6 81821,3 28226,0
убыток 203,8 769,1 1072,4

Всего с 1992 г., начала крупномасштабной приватизации, изменили форму собственности 623 предприятия. За 1992-1996 гг. создано 316 акционерных обществ.

Таблица 20. Поступление средств от приватизации и их распределение39

  1994 1995 1996
получено денежных средств и приватизационных чеков (включая средства от предприятий, приватизированных в прошлые годы) - всего
млн. руб. 16332,9 52834,0 26714,0
тыс. чеков 82,2 - -
в т. ч. от приватизации предприятий:
муниципальной собственности
млн. руб. 615,9 30335,7 25340,0
тыс. чеков 9,9 - -
собственности Республики Татарстан
млн. руб. 15717,0 22498,3 1374,0
тыс. чеков 72,3 - -
перечислено средств из поступившей выручки от продажи имущества приватизированных предприятий (после выплаты средств работникам этих предприятий) - всего, млн. руб., 14745,0 41170,8 24267,0
в т.ч.:      
в муниципальные бюджеты 4162,2 21129,8 15254,0
в республиканские, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономной области, автономных округов 9030,2 14869,7 6303,0
в федеральный бюджет Российской Федерации - 7,5 346,0
государственным органам, осуществляющим приватизацию 1552,6 5071,5 2275,0
государственным юридическим лицам (предприятиям, организациям), их обособленным подразделениям от продажи имущества - 92,3 89,0

В республике однозначно решена проблема частной собственности на землю. Указом Президента РТ определено, что “граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, иных хозяйственных субъектов, в том числе с иностранными инвестициями”. Эти положения легли в основу нового Земельного кодекса РТ.

В ходе проведения земельной реформы и реализации конституционных прав юридических и физических лиц на землю в Республике Татарстан были приняты указы Президента Республики Татарстан “О порядке преобразования колхозов, совхозов, других предприятий агропромышленного комплекса” (1993 г.) и “О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан” (1995 г.).

Конституционное закрепление в Татарстане права частной собственности на землю потребовало введения в республиканское законодательство соответствующих правовых норм, регулирующих земельные отношения в новых условиях. В этой связи был разработан проект новой редакции Земельного кодекса, в котором отсутствует ограничение на продажу земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и иностранным физическим и юридическим лицам.

За годы проведения в республике земельной реформы значительное количество граждан стали собственниками земельных участков. В настоящее время более 495 тыс. физических лиц имеют в собственности 90,6 тыс. га земли для развития фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, индивидуального жилищного и гаражного строительства. Площадь коллективных садов возросла с 17,4 до 27,4 тыс. га. Тем самым была решена проблема обеспечения городского населения садовыми участками. За это же время оформлено и выдано более 872 тыс. юридическим и физическим лицам документы, удостоверяющие их право на землю.

Кроме того, в ходе реорганизации колхозов и совхозов собственниками земельных долей стали 460,4 тыс. сельских жителей, которым передано в общую долевую собственность 2597,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий, что составляет 64% от их общей площади. К настоящему времени более 166,2 тыс. владельцев земельных долей или 36% от их общего количества реализовали свое право на земельную долю. Из них: 125,8 тыс. граждан заключили договоры аренды на площадь 730,2 тыс. га, 45,4 тыс. собственников земельных долей передали свою долю общей площадью в 243,6 тыс. га в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий.

В целях обеспечения проведения различных операций с землей в республике силами агентства по оценке земель, созданного при Татарском землеустроительном предприятии, проводится внутрихозяйственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий по конкретным земельным массивам. Ранее были проведены работы по определению нормативной цены земли по всем сельскохозяйственным предприятиям республики.

В 1996-97 гг. в г. Казани проведены работы по экономической оценке территорий, в результате которых было выделено 192 оценочных участка по 26 экономическим зонам и проведена дифференциация ставок земельного налога. Аналогичные работы проводятся в городах Альметьевск, Зеленодольск, Заинск, Елабуга, Нижнекамск и других. В этом отношении Татарстан продвинулся заметно дальше многих субъектов РФ и, можно сказать, более готов к формированию земельного рынка.

В республике уже внедрена практика проведения аукционов по продаже земли в собственность. В Казани проведено 3 аукциона. Осуществляется также продажа права аренды земельных участков. В отдельных случаях продажная цена земельного участка превышает его нормативную стоимость более чем на порядок. Так, например, земельный участок площадью 0,19 га для предпринимательской деятельности в Казани при стартовой цене 80 млн. неденоминированных руб. был продан за 1,2 млрд. руб. в 1997 г.

В плановом порядке проводятся работы по обследованию сельскохозяйственных угодий, что позволяет определять их качество, также производятся работы по установлению границ хозяйств при разукрупнении и образовании новых хозяйств (включая крестьянские), установлению границ населенных пунктов, отводу земли для различных целей. За последние годы установлено около 20 тыс. км. таких границ.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.01.97 г. принята Программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан. Эта работа проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 “Об утверждении Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра” в развитие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 марта 1993 г. “0 совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Республике Татарстан” и “Положения о мониторинге земель в Республике Татарстан”, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 мая 1993 г. Программой ставится задача завершить до 2000 г. работу по созданию в Республике Татарстан автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, которая будет способствовать регулированию земельных отношений, управлению земельными ресурсами в условиях рыночной экономики, осуществления государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Одним из этапов работы по созданию информационного банка данных является инвентаризация земель населенных пунктов. В городах, рабочих поселках и сельских районных центрах, дающих более 90% бюджетных поступлений от земельного налога, она выполнена на 91% площадей и вскоре будет завершена.

Оценка: 0

Индикатор 24. Состояние социальной защищенности40

Численность лиц, впервые признанных инвалидами (статистическая категория) в республике по итогам 1996 г. составила 21286 чел. (5,7% населения), из них женщин - 8809 чел. Детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии на 1 января 1997 г. - 13677 чел. или 143 на 1000 детей.41 Из общего числа впервые признанных инвалидами 11493 (54,0%) были в трудоспособном возрасте, из них 7385 (64,3%) - инвалиды 1 и 2 групп. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социального обеспечения на 1 января 1997 г. составила 936,7 тыс. чел.42

В 1996 г. взято под наблюдение 3741 больных с диагнозом психическое расстройство, т. е. 99,3 на 1000 чел. населения, с диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз - 4857 чел., или 128,9 чел. на 1000 чел. населения. В 1995 г. этот показатель составил 5599 чел., или 148,8 чел. на 1000 чел. населения.43

Всего в республике на 1996 г. насчитывалось 308 больничных учреждений, в последние годы сокращается число коек для беременных и число фельдшерско-акушерских пунктов. Обеспеченность врачами на 1995 г. составила по республике 41,7 чел. на 1000 чел. населения, идет увеличение этого показателя. Так, в 1990 г. обеспеченность врачами составляла 38,6 чел. на 1000 чел. населения. Обеспеченность больничными койками на 1995 г. - 123 на 1000 чел. населения.44 В 1996 г. в республике насчитывалось 226 санаториев и учреждений отдыха.45

Большое внимание в республике уделяется двум социально важным программам - программе ликвидации ветхого жилья и программе газификации сельской местности. В Татарстане в ветхом жилье проживает 5% населения, в Казани - 12%. В 1996 г. из ветхих домов было переселено в благоустроенные квартиры более 3,5 тыс. семей, а в 1997 г. еще около 4 тыс. семей. К 2000 г. предусмотрено завершить газификацию сельских населенных пунктов. К 1996 г. увеличился уровень газификации квартир в сельской местности с 43 до 52%, в городах и рабочих поселках - до 94%.46

В сентябре 1999 г. средний размер пенсии составлял 431 рубль. Это лишь 75% от прожиточного минимума (равен 556 рублям). Это ниже среднего по РФ. 355,6 тыс. чел. получает денежные компенсации (9,4% населения). Из них 207 тыс. пенсионеров. На их долю приходится 58,3% выплат, на долю детей - 35%, студентов - 0,3%.

В РТ в дополнение к законодательству РФ действуют закон о доплате за особые заслуги перед республикой и закон о государственной службе. Общая сумма доплат в год обходится бюджету в 8 млн. руб.

63 предприятия в 1999 г. стабильно выплачивают своим ветеранам прибавку к пенсии в среднем до 100 руб. В 12 районах республики пенсионеров материально поддерживают главы администраций.47

Данных по различиям о социальной защищенности населения по национальной принадлежности не имеется.

Оценка: -1

Индикатор 25. Преступность и коммунальное насилие

25 мая 1993 г. Верховным Советом республики был принят Закон Республики Татарстан “О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью”. Позитивное влияние закона на оперативную обстановку в республике уже сказалось в 1993 г. Преступность в то время снизилась на 2,5%, уменьшились темпы роста тяжких преступлений, значительно сократилось количество таких преступлений, как разбойные нападения на квартиры и государственные объекты, убийства с применением огнестрельного оружия, повысилась общая раскрываемость преступлений (64%).

Проводимые мероприятия по выполнению закона нашли поддержку и одобрение населения республики. В государственные органы поступило много писем от трудовых коллективов и граждан с предложениями продлить действие этого Закона. В связи с этим Верховным Советом Республики Татарстан действие Закона было продлено и на 1994 г. Раскрываемость преступлений повысилась еще на 10% (73,7%), в общественных местах и на улицах сокращение преступности составило 20,0%.48

Важным этапом в становлении политики борьбы с преступностью в Татарстане явилась разработка и реализация мероприятий Государственной комплексной Программы борьбы с преступностью на 1993-95 гг. принятая Верховным Советом Республики Татарстан.

В 1995 г. было зарегистрировано 59417 преступлений, или 1581 на 1000 чел. населения. Основная часть преступлений - это кражи и хулиганство. В 1996 г. резко возросли преступления, связанные с наркотиками - 1119 случаев. До 1995 г. наблюдался рост умышленных убийств и покушений на убийства: с 329 случаев в 1990 г. до 651 в 1995 г. В 1996 г. этот показатель составил 589 случаев. В целом же за весь 1996 г. было официально зарегистрировано 52817 преступлений. Среди экономических преступлений и поныне сохраняется тенденция высокой доли хищений государственного и общественного имущества. Только в 1996 г. было зарегистрировано 8302 случая хищения в особо крупных размерах. Преступлений против личной собственности - 14541.

Растет численность молодежи, осужденной за отдельные виды преступлений. В 1996 г. всего было осуждено 15032 чел. в возрасте до 30 лет, 8235 чел. - за преступления против личной собственности граждан. Несовершеннолетними или при их участии в 1996 г. совершено 3432 преступления (в 1995 г. - 3686). Из общего числа лиц, совершивших преступления 3480 чел. - лица в возрасте 14-17 лет (9,7% от общего числа), 7729 - в возрасте 18-24 лет (21,4%), 5307 - в возрасте 25-29 лет (14,7%).49

К январю 1998 г. было зарегистрировано 3359 преступлений, что составило 99% к январю 1997 г. При общем снижении числа регистрируемых преступлений, наблюдается рост квартирных краж - на 83%., краж с проникновением в помещение или иное хранилище - на 38,3%, вымогательства - на 112%, мошенничества - на 60,3%. В 1,2 раза увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Общая раскрываемость преступлений составила 74,4%, в январе 1997 г. - 71,1%.50

Уровень преступности значительно превышает официально регистрируемый. Не все граждане и юридические лица обращаются за помощью в правоохранительные органы, т.к. многие не верят в способность милиции, судов и прокуратуры защитить их права. Считается также, что в этих органах власти чрезвычайно развита коррупция. В обществе нарастают незаконные способы разрешения конфликтов, нередко прибегают к помощи рэкетирских групп, бандформирований и организованной преступности. Тем не менее значительный уровень преступности не является в Татарстане фактором обострения межэтнических противоречий.

Оценка: 0

1 Акбашев Р., Орлов С. Экономика под оком государства// Татарстан, № 11, 1997, С.23.
2 Мухаметшин Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане// Татарстан, № 10, 1997, С.7.
3 Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Январь-декабрь 1998 г. - Казань, 1999, сс. 4-5.
4 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.205.
5 Социально-экономическое положение РТ. Январь-август 1999 г. Статистический сборник. - Казань, с.4.
6 В экономике преобладают негативные тенденции //Республика Татарстан, 1998, 22 июля.
7 Акбашев Р., Орлов С. Экономика под оком государства// Татарстан, № 11, 1997, С.23.
8 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.275.
9 Социально-экономическое положение РТ. Январь-июль 1999 г. - Казань с .42.
10 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.154.
11 Акбашев Р., Орлов С. Экономика под оком государства //Татарстан, N 11, 1997, с.23.
12 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, с.243.
13 В экономике преобладают негативные тенденции //Республика Татарстан, 1998, 22 июля, С.2.
14 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.248.
15 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.291.
16 Социально-экономическое положение РТ. Январь-июль 1999 г. - Казань.- с.37-38.
17 Социально-экономическое положение РТ. Январь-июль 1999 г. Казань.- С.42.
18 И. Насыров, Д. Багаутдинова Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан (краткая информация)// Панорама-Форум, 1997, N 16, сс.81-86.
19 Мухаметшин Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане// Татарстан, № 10, 1997, С.9.
20 Альбицкий В., Мальцев С., Назаров И., Волкова Г. Современная семья в зеркале социологии. // Татарстан, № 1, 1997, С.12-17.
21 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.49.
22 Акбашев Р., Орлов С. Экономика под оком государства// Татарстан, № 11, 1997, С.23.
23 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.48.
24 Мухаметшин Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане// Татарстан, № 9, 1997, С.4-11.
25 Мухаметшин Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане// Татарстан, № 10, 1997, С.11.
26 Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Январь-декабрь 1998 г. Казань. 1999. - С. 82ю
27 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.34.
28 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.22.
29 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.37.
30 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.38.
31 Мухаметшин Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане// Татарстан, № 9, 1997, С.10.
32 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.35.
33 Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Январь-декабрь 1998 г. Статистический сборник. - Казань, с. 93.
34 Социально-экономическое положение Республики Татарстан. Январь-декабрь 1998 г. - Казань. 1999, с. 14.
35 Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане (экономико-географический справочник). Казань.: Тат. кн. изд-во, 1994, С.40-41.
36 Современные межнациональные процессы в ТССР (программа исследования и инструментарий). Казань, 1991.- С.40-49, 151-156.
37 Д.М. Исхаков, Гарипов Я.З. Доктора наук в Татарстане. Опыт статистического изучения//Наука, 1991, 21-23 сентября.
38 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.149.
39 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.150.
40 По материалам Управления социальной защиты населения ХМАО и данным администрации округа за 1997 г.
41 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.116-117.
42 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.50.
43 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.112-113.
44 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.420-421.
45 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.121.
46 Мухаметшин Ф. Социально-экономические реформы в Татарстане// Татарстан, № 10, 1997, С.12.
47 Социально-экономическое положение РТ. Январь-август 1999 г. Оперативная информация. Госкомстат РТ. Казань, 1999. - С.69-70.
48 Булатов Р. Республика Татарстан: опыт региональной политики борьбы с преступностью.// Панорама-форум, 1996, № 4(7), С.91-92.
49 Республика Татарстан, 1996: Статистический сборник. Казань.: Карпол, 1997, С.74.
50 Социально-экономическое положение РТ. Январь-декабрь 1999 г., Госкомстат РТ. 1999 г, Казань - С.96-97.


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru