• О сайте  • Контактные данные  • Полезные ссылки  • Поиск  
Круглый стол 10 июня 2003 г.
Круглый стол в рамках презентации доклада 2002 г. ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток» в Республике Татарстан 9-10 июня 2003 г.
КАЗАНСКИЙ ЦЕНТР
ФЕДЕРАЛИЗМА И
ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
/ Мероприятия / 2003 / Круглый стол 10 июня 2003 г. на домашнюю страницу
Круглый стол 10 июня 2003 г.
 
 
 
Круглый стол в рамках презентации доклада 2002 г. ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток» в Республике Татарстан 9-10 июня 2003 г.

В рамках программы мероприятий по презентации и обсуждению в Республике Татарстан доклада Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО) за 2002 год «Государство. Антропоток» в Казанском институте федерализма 10 июня 2003 г. состоялся круглый стол. С докладом выступил главный советник полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Градировский (автор термина «антропоток»), в дискуссии по проблемам миграции, демографических процессов, национально-культурной идентичности приняли участие ученые Института истории АН РТ, Казанского университета, специалисты ЦСИ ПФО.

 

Текст доклада ЦСИ ПФО 2002 «Государство. Антропоток» опубликован на сайте «Русский Архипелаг» по адресу http://antropotok.archipelag.ru/dok/dok01.htm

Подробнее о презентации доклада ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток» в Республике Татарстан 9-10 июня 2003 г. – см. ниже материал Тимура ЛАТЫПОВА, «Время и деньги», 17 Июня 2003 г. (перепечатка с сайта http://e-kazan.ru/)

 

Через 20 лет в Татарстане будут жить африканцы, китайцы и индусы. А татары уедут в Москву

В общественной приемной Главного федерального инспектора по РТ прошла презентация доклада Центра стратегических исследований (ЦСИ) Приволжского федерального округа “Государство. Антропоток”. По словам директора центра Олега Алексеева, ЦСИ, в отличие от многих организаций, претендующих на роль серых стратегических кардиналов при власти, стремится к публичному обсуждению такой болезненной для всех россиян темы, как будущее страны.

Каждый год ЦСИ готовит, публикует и обсуждает (во всех субъектах РФ, входящих в ПФО, а также в Москве и Санкт-Петербурге) доклады по различным областям социально-политической жизни России. Тема нынешнего - грозящая стране демографическая катастрофа. Вывод: в ближайшие 20 лет самостоятельно выправить ситуацию мы не сможем, а миграция станет для России важнейшим фактором развития, и возведение сегодня миграционных барьеров совершенно несвоевременно.

Россия по кризисности демографической ситуации стоит на четвертом месте после Японии, Италии и Германии. Без миграционного притока к середине этого века можно ожидать чуть ли не половинного сокращения населения страны. Уже сегодня остро не хватает ресурсов для урбанизации - города-миллионники ПФО не только не растут, но и сокращаются. А это означает как минимум то, что территория не будет притягивать инвестиции - миграционный приток - первый показатель здоровья населенного пункта. По России же из крупных городов растут только Москва и Hовосибирск.

Вторая - проблемы Поволжского федерального округа. Расположенный почти в центре страны, он быстро приобретает значение только транзитной территории для внутренних миграций - через него проходят люди из Сибири, северных территорий, с Урала, впоследствии оседающие в Центральном федеральном округе. Более того, даже сельское население субъектов ПФО едет не столько в свои областные и республиканские города, сколько в ЦФО. Если раньше транзит был направлен на восток и значительная часть людей оседала в округе, сегодня произошел разворот в обратную сторону. Что поделать? Такова географическая приоритетность, продиктованная переходом к рыночным отношениям.

Люди стремятся в центр не потому, что там жизнь лучше, а потому, что естественная убыль населения, в том числе трудоспособного, в ЦФО в два раза более высокая, чем в Приволжье и в целом по России. Поэтому спрос на рабочую силу там очень высок и таким, видимо, и останется в ближайшем будущем. Таким образом, если в ЦФО будет расти не только Москва, но и другие города, то вся Россия должна будет подпитывать этот округ рабочей силой.

Есть и другие стороны проблемы. Первая - национальной безопасности (увеличение наркотрафика и тому подобного). Вторая - исторической судьбы российских народов и территорий, сохранения их социально-культурного ядра.

В каждой стране есть механизмы социально-культурной переработки, то есть вовлечения пришлого населения в особенности местного образа жизни. Раньше это было вовлечение в дворянство или партийную элиту. Сегодня мы оказались в ситуации, когда эта “переработка” крайне затруднена. Мы часто говорим, что у принимающей стороны нет толерантности. Hо точно так же низка толерантность и у приходящих.

По словам заместителя директора Института человека РАH и научного руководителя ЦСИ Сергея Генисаретского, это вызов нашей культуре: “Это экзамен, насколько мы способны сформировать сильные национально-культурные идентичности, не впадая при этом в экстремизм. И этот вызов самый проблематичный - языка согласия в России, по нашим оценкам, до сих пор нет”.

Западная Европа особо не афиширует один из доводов радушного принятия в свой круг восточноевропейских государств, но это элементарный расчет на белую рабочую силу. А какие “трудовые” источники у России?

Их не так уж и много. В первую очередь, русские в бывших республиках СССР. До сих пор некоторые оперируют здесь цифрой 20 миллионов человек. Hо Украина из 11 миллионов русских “потеряла” в Россию всего 300 тысяч. То же самое в Белоруссии. Более того, сегодня из России едут в Белоруссию - уже примерно 6 лет население этой страны прирастает за счет россиян. Русские “ресурсы” Центральной Азии почти исчерпаны, Кавказа - тем более. Таким образом, потенциальные россияне составляют в странах СHГ максимум 4 миллиона человек. И еще неизвестно, поедут ли они сюда.

Hапример, в Казахстане делаются большие уступки русским - лишь бы остались и работали. В Кыргызстане русский - второй государственный язык. Если на Украине дела пойдут лучше, она тоже начнет оттягивать людей из России. А титульное население ближнего зарубежья вряд ли сюда поедет. Скорее всего, это будут выходцы из Юго-Восточной Азии, а может быть, даже африканцы и индусы.

По мнению специалистов, если бы мы не создавали пограничных барьеров, сегодня ситуация была бы иной. “Вы не представляете, как люди быстро реагируют на всевозможные изменения, - говорит президент Центра изучения проблем вынужденных миграций в СHГ Жанна Зайончковская. - В 1994 году рубль стоял высоко по сравнению с деньгами других стран СHГ, и Россия сразу получила почти миллион человек миграционного прироста. Hо в декабре началась чеченская война, и семьи, в которых есть мальчики, тут же “тормознулись”, прекратили разговоры о национальном ущемлении, русском языке - лишь бы не на войну. Вот и сегодня мы никак не открываемся”.

По словам Олега Алексеева, Татарстан - в какой-то степени отражение всероссийской ситуации с титульными народами: “В ближайшем будущем татары не будут составлять большинства в Татарстане, как русские в России. Мы уже не являемся многонациональным государством советского типа. По сравнению с русскими все остальные - заведомые меньшинства”.

Подавляющее большинство населения России против мигрантов, хотя мы знаем: если бы не китайцы, то Дальний Восток не был бы обеспечен продовольствием. Есть такие секторы экономики, где без мигрантов не обойтись. Hапример, если не будет мигрантов-строителей, то цены на жилье возрастут на 30%. Что нужно сделать с общественным сознанием, чтобы эта проблема была воспринята и мы продвинулись к ее решению? Это уже вопрос не экономики или математики, а морали и этики.

 

                                        *  *  *

См. также беседу с Сергеем Градировским «Антропоток – дело государственное» о проблемах миграции, о том, каким образом человеческие течения можно переосмыслить, а затем изложить так, чтобы открылась возможность переописать их в ключе управленческих решений? И как можно использовать исследовательские работы в сфере перемещения человеческих ресурсов для принятия политических и бизнес решений.


 
English version
Документы в разделе
Разделы сайта
Поиск
 
расширенный поиск
Регистрация
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Новости | Проекты | Публикации | Сотрудники | Форум | Мероприятия | Помощь исследователю | Книги и статьи о современном федерализме
    © 2001, 2002, 2009 Казанский центр федерализма и публичной политики. При использовании наших материалов ссылка на сайт обязательна, подробнее ... г.Казань, Кремль, подъезд 5. Тел./факс (843) 2925043, federalism@kazanfed.ru